Несколько фактов из жизни и творчества писателя Евгения Носова.
К 100 -летию со дня рождения.
⠀
Сегодня, 15 января, исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, мастера слова из Соловьиного края, автора «Усвятских шлемоносцев», «Белого гуся» и других шедевров.
⠀
Родился Евгений Носов в селе Толмачёво под Курском.
Вырос среди природы, с детства разбирался в лесных и прочих природных премудростях.
- Многое даёт мне постоянное общение с природой, - свидетельствует сам Евгений Иванович.
- Я заядлый рыбак, любитель ночёвок у костра, наперечёт знаю почти все курские травы, и моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.
Таким образом, чувство природы, сопричастность с ней, природа как целостность стали основой его творчества.
В этом плане его можно причислить к той ветви русской классической прозы, которую составляют такие мастера описания природы как Сергей Аксаков, Иван Тургенев, Михаил Пришвин.
Однако есть и разница!
Все перечисленные - заядлые охотники, в то время как у Носова во главе угла не охота, а рыбалка.
Наблюдение за природой, а не агрессивное вторжение в неё.
Поэтому ему ближе «Лесной дневник» Виталия Бианки и книги о грибах и травах Владимира Солоухина.
⠀
Вторым мотивом, стремящимся разрушить первый, но тем самым создающим интригу в творчестве Носова, стала война.
В полной мере прочувствовать её разрушительную сущность ему довелось на собственном опыте.
К началу войны Евгению Носову было 16 лет, и первые два военных года он провёл под оккупацией.
Призвался в Красную армию уже после освобождения Курска - в октябре 1943 года.
1,5 года воевал на передовых позициях в артиллерийской противотанковой батарее. Вместе со своей частью прошёл с боями через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву.
Был награжден орденами «Красной Звезды» и «Отечественной войны» II степени, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
В феврале 1945 года получил тяжёлое ранение в сражении под Кенигсбергом, поэтому День Победы был вынужден встречать в госпитале.
⠀
- Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как и потом в Курске, работал в газете, - рассказывал Евгений Иванович.
Но о причине ничего не сообщал.
Приходилось слышать версию, что тому виной графа в анкете: жил при оккупации, а раз жил, то и работать приходилось.
А работа при оккупации классифицировалась тогда, как сотрудничество с врагом.
Версия в принципе логичная, однако ничем не подтверждённая.
Официальная биография свидетельствует, что в Казахстан Евгений Носов отправился вслед за своей будущей женой Валей Ульяновой, которая после окончания техникума советской торговли получила распределение в город Талды-Курган.
В тех местах они и поженились.
⠀
До того, как стать журналистом, не говоря уж про писателя, он устроился на должность художника-оформителя в областной газете «Семиреченская правда».
Никакого художественного образования Евгений Иванович не имел, но с детства любил рисовать. Причём получалось это у него довольно хорошо.
И это своё увлечение он сохранил на всю жизнь.
Рисовал акварелью, маслом.
Помимо собственных пейзажей делал также копии.
В Курском литературном музее хранится сделанная им на очень высоком уровне копия знаменитой картины Саврасова «Грачи прилетели».
⠀
Своё первое литературное произведение - рассказ «Радуга» - Носов написал в 32 года.
В 1958 году вышла его первая книга «На рыбачьей тропе».
Это был сборник рассказов о природе, большей частью для детей, в котором сразу же проявилась Нота Царь.
Природа для автора - это универсальный космос, и человек должен ему соответствовать - вот в чём состоит суть его жизненной философии.
Мотив любви к природе, животным проходит не только через всё его творчество, но и через повседневную жизнь.
В Курске он расклеивал листовки с надписями «Спасите птиц от холода», «Покормите птиц», призывал делать кормушки, причём уже в зрелом возрасте.
А квинтэссенцией животно-природной темы стал рассказ «Белый гусь».
Недаром возле Центральной детской библиотеки в Курске установлено его скульптурное изображение.
⠀
Его причисляют к писателям «окопной правды», и у него есть собственный боевой опыт.
Но интересная особенность - в своих произведениях он пишет про войну без войны.
Или, как в «Усвятских шлемонсцах» - это ожидание войны, ощущение того, что надвигается.
Или, как в «Красном вине победы» - воспоминания о пережитом, об уже прошедшем.
Каких-либо описаний мясорубки он избегает.
Войну он изображает не прямо, а косвенно.
В отличие, например, от Астафьева.
⠀
Наиболее крупное произведение Евгения Носова - повесть «Усвятские шлемоносцы».
В облике Усвят, - рассказывает сам автор, - в общих чертах проглядывает моя деревня.
И хоть писал я не свою хату, не своего дядьку, не своего деда, не своего соседа, но всегда имел в виду моё село, его людей.
Но в то же время это вовсе не реальное село.
В нём отсутствуют реалии того времени - колхозного строя, раскулачиваний, голода и т.д.
Можно сказать, что это село-идиллия, умышленно созданная идиллическая картина.
-Он рисует деревню не такой, какой она была, а какую ему хотелось бы видеть.
Это его идеал русской деревни и русского человека. Абсолютно мирного.
В Усвятах не то что об убийстве человека никто не может подумать, а даже и свинью никто не может зарезать.
Для этой цели они посылали за каким-то Акимом Палёным из другого села.
И когда перед уходом на войну усвятцы собираются у деда Селивана, их мучает одна мысль: ведь на войне придётся не только умирать, но нужно будет ещё и убивать.
⠀
Носов и Астафьев.
Они были лучшими друзьями.
В конце жизни Астафьев перешёл на резко антисоветские позиции, неоднозначную реакцию вызвал его итоговый роман «Прокляты и убиты», который является развёрнутой иллюстрацией его же тезиса о цене победы: завалили трупами.
В этом плане очень интересно как этот роман воспринял Евгений Иванович.
Ведь его мнением Виктор Петрович очень дорожил.
В статье, посвящённой Константину Воробьёву, Астафьев
писал:
- Для меня был и остался до сих пор главным судьей в литературе мой лучший друг Евгений Носов, с которым мы познакомились и сошлись в Москве на Высших литературных курсах.
Если мой рассказ или повесть «показались» Носову, он признал и принял новую вещь — можешь тогда смело тащить ее в любой журнал, в любое издательство.
Нежный, внимательный, добрый человек, он становится совершенно беспощадным, когда дело доходит до творчества...
⠀
Так вот, роман «Прокляты и убиты» Носов прочитал ещё до публикации, и в обширном письме к автору отметил все моменты, которые посчитал фальшивыми.
Такого добра набралось на 8 страниц - замечания, касающиеся с одной стороны сантиментов и мелодраматичности, с другой - излишнего натурализма и матерщины.
Тем не менее, общий вывод положителен: «Книжка, несмотря на все замечания, получилась.
В ней много истинного добра, человечности, душевной красоты.
Видно, что писал добрый, душевный, глубоко сострадающий человек».
Посему бытующее мнение, что после того, как Носов высказался о романе «Прокляты и убиты», их дружба с Астафьевым дала трещину, совершенно не соответствует истине.
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Нет комментариев