⠀
Марина Михайловна Раскова (1912-1943) — советская летчица-штурман, майор Военно-воздушных сил Красной армии, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза (1938).
⠀
Родилась Марина 28 марта 1912 года в Москве.
Ее отец был артистом оперы и вокальным педагогом.
Он погиб в результате ДТП, когда Марине было всего 7 лет.
Мать работала учителем средней школы в городах Торжке, Вязьме и Москве.
Выросшая в интеллигентной семье, Марина поступила в Московскую консерваторию и по примеру отца хотела связать свою жизнь с музыкой.
Однако вскоре девушка поняла, что ее настоящая стихия – это авиация.
⠀
В начале 1930-х Раскова вышла из декретного отпуска и устроилась в лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского.
Впервые увидев огромную «железную птицу», Марина буквально загорелась мечтой однажды оказаться за штурвалом.
Девушка поступила в Ленинградский институт воздушного флота на заочное отделение.
В 1934 году Марина получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей.
К этому времени неудачный брак Марины закончился разводом.
⠀
В 1930-е годы рекорды в авиации считались вершиной летного мастерства: пилоты разных стран соревновались, кто пролетит дальше всех, выше всех и быстрее всех.
Героями времени в СССР были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа.
Советские женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.
⠀
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала свое положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
15 октября 1941 года Марина Раскова сформировала из летчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы».
⠀
Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.
Первоначально полк был укомплектован устаревшими самолетами Су-2, уже снятыми с производства.
Решать вопрос о перевооружении полка Марина Раскова направилась к Народному комиссару авиационной промышленности А. И. Шахурину.
Вскоре полк одним из первых получил новейший бомбардировщик Пе-2: первые 20 самолетов прибыли в часть в июле 1942 года.
⠀
Во время войны 587-й бомбардировочный авиационный полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк имени Марины Расковой.
22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й полк, третий среди женских, готов к боевой работе.
В начале января 1943 года, после года напряженной учебы, он вылетел на фронт, под Сталинград.
⠀
Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолете УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2, а также еще 2 экипажа 1-й эскадрильи, летчиц Губиной и Ломановой, чьи самолеты были неисправны.
Раскова решила дождаться их ремонта и проконтролировать отправку на фронт.
Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года.
По пути группа попала в густую низкую облачность.
Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака.
Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолету Губиной, экипаж которой днем 5 января вышел к деревне Ищейкино.
Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (2 женщины и 2 мужчин).
⠀
Утром 7 января 1943 года экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой.
Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович.
Тело Марины Расковой было кремировано, урна с прахом была с воинскими почестями захоронена 12 января в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Расследованием обстоятельств гибели Марины Расковой занялась Главная военная прокуратура Красной армии.
По ее инициативе было принято решение об образовании экспертной комиссии под руководством заместителя начальника управления формирования и боевой подготовки Б. А. Смирнова.
В состав комиссии также вошли офицеры управлений штаба ВВС, в том числе, военные метеорологи.
В ходе расследования комиссия установила, что суммарный налет М. Расковой составлял всего 30 часов на самолетах У-2 и СБ в летной школе, а также 30 часов на самолете Пе-2 в полку, вследствие чего, несмотря на штурманские рекорды, она была недостаточно опытным пилотом.
⠀
15 февраля 1943 года комиссия завершила свою работу.
В итоговом заключении причинами трагедии были названы неудовлетворительная организация руководства перелетом со стороны отдела перелетов штаба ВВС и личная недисциплинированность майора М. М. Расковой.
Было установлено, что при подготовке и осуществлении полета Раскова нарушила требования целого ряда нормативных документов.
Однако, скорее всего, виной стала погода, которая не позволила Марине Расковой справиться с управлением самолетом в условиях плохой видимости.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1