Шестнадцать лет работы секретарем с 1996 по 2012 г в Ключевском сельском совете, для меня лично, это большая школа жизни, опыта работы с людьми. Бюджет даже у нашего совета всегда был скудным. Особенно в 90 годы. И помощи от края и федерации тогда точно не было. У нас были и бухгалтера – обслуживающие три детских сада, РДК, библиотеку, спорт. Сегодня это всё на районе. А льготы – у нас, краевых организаций. И преобразования сегодня они созрели у нас в районе давно: даже бухгалтерии сельсоветов централизованы в одну и находятся в администрации района.
«Почему же те, кто против, говорят о том, что преобразование чревато развалом сел! Почему кое кто сеет слухи о том, что районные власти хотят «развалить» села! А хоть кто-то из тех, кто против, спросил у глав этих сел, а как живет село и сельсоветы сегодня, какие у них проблемы, как решаются вопросы существующим собранием сельских депутатов… Всё ли их устраивает в нынешней структуре и форме власти?! Они же больше знают!
Многие главы сельсоветов, действующие и бывшие, высказываются положительно за данную реформу, видя в этом только плюсы, не соглашусь с некоторыми из них только в одном суждении – «По сути, для сел ничего не изменится…», а я считаю, что изменится многое, а неизменным остается лишь территориальные границы сел, да сотрудники будут в составе районной власти, которые и дальше будут выполнять свои привычные ежедневные обязанности и работать во взаимодействии. Вы думаете хуже станет?
Разберемся!
Сельсовет на селе – это глава и его заместитель, он же помощник, он же секретарь. Всё! Ну ещё сельские депутаты, «работающие» на безвозмездной основе. В ведении этих людей находятся все вопросы села. А крохотный местный бюджет, порой не закрывает даже затраты на содержание здания самого сельсовета, включая зарплату его сотрудников. Говорить о том, что в решении проблем села, позволяющем ему жить хорошо, ежедневно участвуют сельские депутаты, наверное, будет нечестно. Давайте смотреть правде в глаза. Что решает сельское собрание депутатов и как оно помогает в жизни села?! А оно не может решить ни одну проблему, без финансов. Может быть, за редким исключением! И говорить о том, что у народа последнее заберут – власть сельских депутатов – не верно! Останется депутатский корпус района!
Глава сельсовета и его помощник, помимо хозяйских дел, ежедневно сталкиваются с кучей проблем, которые навеяны современными реалиями, действующим законодательством. Работники сельсоветов не могут, охватить своим познанием юридические, экономические, финансовые, архитектурные вопросы. Для решения этих проблем и задач нужен целый штат квалифицированных специалистов.
По долгу службы занимаюсь закупками по 44 Закону РФ и главы этим занимаются как могут. Но сейчас этим должен заниматься специально обученный человек, который разбирается в контрактной системе: это размещение своевременной информации в единой информационной системе в сфере закупок тех контрактов и договоров, которые заключает сельсовет, с кучей исполнительных документов по исполнению таких контрактов в регламентированный законом срок.
Для развития села сегодняшний день требует участие жителей в каком-либо проекте, гранте и краевой (федеральной) программе, где предусмотрено краевое финансирование. А на практике это подготовка огромного количества документов для подачи заявок, вот глава и «обивает пороги» сотрудников районной администрации, которая большую часть работы вынуждена сделать за него. И если, дай бог, при помощи района всё получилось, необходимо определиться с подрядной организацией, которую в силу действующего законодательства необходимо определить путем конкурентной закупки. И опять у главы сельсовета «кипит» голова, а кто это будет делать, ведь я это делать не умею, и мой помощник тоже, и депутаты в этом не компетентны от слова совсем, и деньги вроде нам выделили... И снова глава идёт в районную администрацию, что же делать, как мне быть! А если на долю главы выпала реставрация или ремонт памятника воинам ВОВ, так это вообще отдельная история! Это и получение разрешения, поскольку памятники – это объекты культурного наследия. А для заполнения нужны ещё и программисты. Сегодня столько информационных платформ – ногу сломишь. А когда определишь, кто эти работы будет делать, зайдет подрядная организация, хорошо, если всё хорошо, а если нет и если некачественно их выполняет, необходим процесс претензионной работы запускать. И снова разгребать районной администрации.
Решил, к примеру, глава сельсовета выделить земельный участок, например, сельхоз. назначения, находящийся в границах его территории, и передать его в аренду, ему нужно провести колоссальную работу с его границами в части межевания, получить оценку земельного участка, а после чего стать организатором электронного аукциона на право заключения договора аренды земли на электронной торговой площадке и в ГИС «Торги», определить победителя, заключить с ним договор аренды и произвести госрегистрацию, которая с недавних пор тоже проводится на специальном сайте. То же самое происходит и с продажей имущества, которое есть на балансе сельсоветов, всё через электронные торги, всё законно регламентировано. И сможет ли глава и его помощник сделать это самостоятельно? И откуда же он изыщет деньги в свой бюджет, чтобы потратить их на благоустройство своего села, на строительство снежных городков и прочих нужд, которые необходимы селу. Задачи усложнились в разы!
За неисполнение требований закона предусмотрены внушительные штрафы, и проверяют сельские советы ничуть не меньше, чем другие организации, ведь недаром говорят: незнание закона не освобождает от ответственности. А где главе брать деньги на уплаты таких штрафов?!!! А исполнить эти требования он просто не в силах. Речь сегодня не о том, чтобы облегчить жизнь сотрудникам сельских советов, а чтобы сообща сделать нужное дело без препонов и нарушений законов и привлечь деньги на развитие.
Обозначаю только малую часть тех экономических вопросов и проблем, не посильных советам, с которыми они сталкиваются ежедневно в своей работе, считаю в округе, сообща это будет решать легче и структурам ЖКХ, сельского хозяйства, культуры, полагаю, что это ускорит процессы принятия решений, улучшит уровень жизни жителей сел, адаптированных к современным условиям.
Мир не стоит на месте, век технологий, электронизации, новых масштабных проектов, новых возможностей, и работа нынешних сельсоветов в том виде, в каком она есть, не решает тех проблем и задач, которые перед ними стоят, без помощи квалифицированных специалистов. Так зачем тогда главе сельсовета, столько непонятных проблем и задач, когда они могут быть сконцентрированы в ведении определенного круга лиц, компетентных их решать. И никакое сельское собрание депутатов не поможет в решении реальных проблем и задач, которые есть в сегодняшней современной жизни села, ведь она складывается не только из очистки улиц от снега и проведении субботников, хотя часто и в решении этих проблем приходится обращаться за помощью к районным властям. Так пусть они тогда решают такие большие проблемы сёл. Пусть аккумулируют бюджет так, чтобы решались вопросы каждого села, затрагивая все их сферы, точечно проводились ремонты дорог, велись работы по благоустройству сел всеми возможными способами, включая участие во всех грантах и программах, решают острые экономические вопросы района. А активисты в селах всегда были, есть и будут. На них и опора.
А власть у народа забирать никто не собирается, тем самым «разваливая» села. Нельзя забрать то, что давно не соответствует времени.
Мы живем и без того в сложное время. Объединившись, укрупнившись, сплотившись, мы должны стать только сильнее. Заглянув в историю, в разные эпохи становления государства, можно увидеть множество примеров, когда только объединившись, можно жить лучше! Нужно только это понять, принять и поверить!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев