Что ученые РАН прочитали о России в учебниках стран СНГ.
Ученые РАН описали «негативные образы» России в учебниках стран СНГ
Ученые ИНИОН проанализировали образы России в учебниках истории стран СНГ и государств Ближнего Востока. Они пришли к выводу, что в основном в учебниках постсоветских стран Россия представлена как колониальное государство
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) подготовил исследование под редакцией заведующего отделом Ближнего и постсоветского Востока доктора наук Владимира Аваткова, как Россия представлена в учебниках истории стран Ближнего и постсоветского Востока, а также Китая.
В основном в учебниках стран постсоветского пространства Россия представлена как колониальное государство, которое угнетало народы на присоединенных территориях, что нанесло урон их культуре, заявил РБК один из соавторов исследования, младший научный сотрудник отдела Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров. При этом, отметил он, зачастую намного меньшее внимание уделяется тому, какой вклад Россия внесла в развитие этих стран.
По мнению авторов исследования, «продвижение в учебниках истории ложных и искаженных событий формирует негатив по отношению к России, а в будущем может стать базой для развития ксенофобии и русофобии.
«Колониальная политика» в Казахстане
_________________________________
Согласно анализу ИНИОН, авторы казахских учебников для 8-х классов рассматривают Российскую империю в качестве страны, которая стремилась использовать Казахстан как платформу для своих военных и экономических интересов. Они отмечают, что политика «военно-колониальной экспансии Российской империи» была ключевым элементом взаимодействия с приграничными областями, направленным на установление контроля над новыми территориями, эксплуатацию их ресурсов и управление населением.
В учебнике для высших учебных заведений авторы критикуют политику советской власти. Особое внимание уделяют голоду 1921 года в Казахстане из-за неурожая и засухи. Авторы отмечают, что продразверстку, которая к концу 1920 года распространилась на все сельхозпродукты, местное население воспринимало как грабеж, что приводило к росту недовольства. Голод, указывают авторы учебника, серьезно повлиял на население Казахстана, приведя к массовым голодным бунтам и гибели людей. По их данным, население региона сократилось более чем на 2 млн человек по сравнению с 1914 годом.
В учебнике истории для 10-х классов политика Российской империи в отношении Казахстана охарактеризована автором как «территориальная экспансия», «протекторат» и «колониальная политика». В учебнике политика Российской империи в Казахстане характеризуется как «агрессивная и неэффективная», в качестве примера приводится переселенческая политика премьера Петра Столыпина, которая, по мнению авторов, привела к социальным конфликтам и народным восстаниям.
«Вторжение» в Азербайджан с помощью «предательских сил»
________________________________
Установление советской власти в Азербайджане в учебниках называют «военным вторжением», которое было осуществлено при поддержке «предательских сил». Подробно описываются восстания против советской власти и ее «эксплуатационной политики». Особо отмечается, что Азербайджанская ССР была создана не азербайджанским народом, а советской Россией и вся советская система была «направлена на удовлетворение интересов России и обеспечение ее гегемонии».
«В учебниках истории для общеобразовательных учреждений Азербайджана представлен образ России как колониальной империи.
_________________________________
Вся история России освещается как захваты и оккупации земель с дальнейшей эксплуатацией местного населения. При этом важно отметить, что подобный антиколониальный дискурс особо усиливается в новых учебниках, — пишут авторы сборника. — Современный период отношений России и Азербайджана преподносится в более нейтральных тонах, изредка выдвигая обвинения Москве в ее поддержке Армении и создании карабахского вопроса».
В учебниках Россия называется причиной карабахского конфликта и негативных событий XIX–XX веков. Так, в учебнике для 9-го класса «История победы» описывается приход к власти «проармянского» генсека Михаила Горбачева, при котором произошла «активизация деятельности сепаратистов». Успех «армянских сепаратистов» авторы учебника объясняют активной поддержкой Москвы.
МИД России раскритиковал армянский учебник из-за «искажения истории»
Кроме того, отмечают ученые ИНИОН, в некоторых учебниках авторы стремятся ввести водораздел между центральной и местной властью в СССР. Так, в учебниках жизнь Азербайджанской ССР идет своим чередом, центральная власть создает беды республике, а местная проводит индустриализацию, поднимает уровень жизни.
Авторы исследования увидели тренд на усиление антиколониального дискурса по отношению к Российской империи и СССР, негативизирование всего исторического периода, что «будет в итоге вызывать у азербайджанской молодежи неприятие общего прошлого наших государств».
«Вред идентичности» Узбекистана и деспотия
___________________________________
В базовом пособии по изучению истории для обучающихся в Академии МВД Узбекистана авторы, описывая период присоединения Средней Азии, говорят о том, что это было насильственное завоевание. Также они «опровергают мнение историков, что политика царской России в колонизированном Туркестане имела прогрессивные последствия». Авторы оспаривают аргументы о постройке в Средней Азии железной дороги, телеграфа, некоторых промышленных предприятий.
В учебнике утверждается, что любое империалистическое государство «пытается оправдать свои захватнические войны различными пропагандистскими мифами наподобие того, что оно несет завоеванным народам прогресс и цивилизацию, освобождает от деспотии, а также о добровольном присоединении к метрополии». Российская империя в этом контексте представляется именно таким государством.
В учебнике дается резко негативная характеристика периоду, когда Средняя Азия была в составе Российской империи и Советского Союза. За редким исключением образования, в основном говорится о том, что Россия нанесла вред как национальной идентичности, так и экономическому положению Узбекистана.
Искоренение басмачества и переход к оседлому образу жизни в учебниках Киргизии и Таджикистана
____________________________________
Согласно анализу ИНИОН, в учебниках Киргизии и Таджикистана более положительно описывается влияние России. Так, в учебниках Киргизии указывают, что отношения России и киргизских племен складывались в разное время по-разному: от умеренно враждебного настроя до просьб киргизов принять их в состав Российской империи. Положительно оценивается вхождение Киргизии в состав СССР, благодаря которому у киргизов началось развитие народного хозяйства, системы образования, промышленности, что ознаменовало окончательный переход к оседлому образу жизни.
В целом период СССР не воспринимается и, главное, не преподносится учеными в негативном ключе, указывают исследователи.
В учебниках истории Таджикистана положительно оцениваются действия Советской России в ходе гражданской войны в стране. Указывают, что советские войска были основной силой, защищающей покой местного населения. Также в учебниках отмечают вклад России в развитие науки Таджикистана.
В целом таджикские историки позитивно оценивают приход коммунистов к власти в России, что впоследствии привело к обретению таджикской нацией самостоятельной государственности. При этом Россия в царский период оценивается негативно как империалистическая сила.
Советская политика оценивается положительно за «искоренение басмачества», за вклад в сельское хозяйство, индустриализацию Таджикистана, культурно-просветительскую деятельность. В то же время отмечают и «отдельные проблемные точки», но они описываются скорее как неизбежные в сложном историческом процессе.
В Армении пообещали внести правки в учебник истории после критики России
Комментарии 29
постарались!
Так что ж вы к нам все едете-то, коли мы для вас колониалисты и угнетатели вашей идентичности?
Лживые и бессовестные "братушки! "
Специальный представитель Государственной думы РФ по вопросам миграции и гражданства.
Член Правительственных комиссий по делам соотечественников за рубежом и по миграционной политике.
Директор Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ). Член Научного Совета при Совете безопасности РФ. Член Совета по внешней и оборонной политике.
Почему за деньги РФ школьников в Средней Азии учат "российской оккупации"
Политолог Дмитрий Родионов — о том, с чьей подачи в учебниках истории в Таджикистане, Киргизии и Казахстане появился термин "российская оккупация".
5 апреля,
02:35103053
Обложка © ТАСС / Шарифулин Валерий
Теракт в "Крокусе", исполненный выходцами из Таджикистана, вновь поднял ряд вопросов относительно того, что за люди к нам едут, кто или что толкает их на преступление? Оказывается, это во многом обусловлено теми учебными программами, по которым люди получают образование у себя на родине. Причём самое вопиющее то, что подобные программы действуют в "русских школах", которые Россия создаёт на территории стран Средней Азии якобы для продвижения "мягкой силы".