Я, собственно, хотел начать раскрывать тему, которую меня попросили раскрыть сегодня, с описания жизни этой деревни, маленькой деревни — может, 2,5 тысячи человек живет здесь, где-то 350-400 семей, и они живут очень традиционным укладом жизни. Тут я не видел телевизора, может быть, у кого-то он есть, но, как правило, люди не смотрят телевизор, по крайней мере не видно этого зловещего голубоватого свечения из окон вечером, когда гуляешь по деревне.
В каждом доме, или почти в каждом доме, корова — две или три. Люди сами выращивают пшеницу для себя, пшеницу уже сжали. Причем выращивают не на продажу, а именно для себя. Достаточно тяжелый труд: сажать эту пшеницу, выращивать ее, беспокоиться, потом жать, потом молотить ее, веять, чтобы получить какие-нибудь полмешка или мешок пшеницы с небольшого участка земли, который тут есть у каждой семьи. Местность горная, не так уж много земли тут есть, они буквально отвоевывают ее у природы. Пшеницу сжали, потом будут сеять рис, и тоже для себя, не для кого-то еще.
Иначе говоря, идет вполне идиллическая жизнь. И люди очень хорошие, очень добрые, приветливые. И каждый приветствует тебя при встрече, иногда по нескольку раз, обращаясь к каким-то святым именам. Люди говорят Хари Ом, отзываются на Харе Кришна, иногда сами говорят Харе Кришна или в самом крайнем случае – Ом Намах Шивая, это тоже тут нередко можно услышать.
И все люди тут индуисты, так сказать. Есть небольшой храм здесь местный. Я наблюдаю за этими людьми, за их неторопливой жизнью, за их доброжелательностью. И, с одной стороны, я очень радуюсь за них. Я радуюсь тому, какой спокойной, чистой, не искусственной, а очень естественной жизнью они живут. А с другой стороны, пытаясь поставить себя на их место, я понимаю, что я не хотел бы стать таким же, как они, по одной простой причине — по той причине, что вот того огонька, который вложил в наше сердце, в сердце последователей ИСККОН, Шрила Прабхупада, у них нет.
Да, они все религиозные люди, все богобоязненные люди, верующие люди, праведные люди, которые живут чистой, хорошей, простой, незамысловатой жизнью. Но ощущения того, что занятие духовной практикой — это вопрос жизни и смерти, тут ни у кого нет, и, соответственно, высший смысл не приходит в жизнь людей. Бог — это нечто такое же естественное и привычное для них, как Гималаи, как солнце, которое встает каждый день, как пшеница, которую они убирают, как коровы, за которыми они ухаживают, все это есть у них. И есть Бог тоже в каком-то виде, в какой-то форме, в виде святого имени или каких-то пудж, которые они совершают, обрядов, которые они делают.
И почему я начал с этого? Потому что меня попросили рассказать о том, каким образом преданным жить в обществе, в нормальном обществе, условно говоря нормальном, в обществе людей и оставаться, скажем так, воспитанным человеком, не нарушать какие-то нормы приличия, не слишком выделяться из всей этой среды.
Думая над тем, каким образом раскрывать эту тему, я понял, что, в общем-то, можно мимикрировать под это общество, можно быть очень воспитанным и хорошим человеком, но слишком сильно подстраиваться под общество мы тоже не можем. И вот тут нужно найти эту золотую середину: с одной стороны, сохранить огонь. Очень много глупостей преданные делают именно потому, что у них действительно живет огонь. Они хотят дать другим Кришну во что бы то ни стало: они бегают с выпученными глазами и говорят: «Возьмите эти книжки! Повторяйте Харе Кришна мантру! Перестаньте есть мясо! Вы демоны! Что вы делаете!» – и много других странных вещей, скажем так, вещей, которые создали в нашем обществе довольно-таки такую неоднозначную репутацию, преданные делают.
Но многие из этих вещей, еще раз, мы делаем — не они, а именно мы, я не отделяю себя от всех остальных — именно потому, что у нас есть это ощущение того, что мы обрели что-то очень ценное. И эта энергия, которая пришла к нам вместе с этим знанием, энергия, которая пришла к нам по парампаре, она заставляет людей не спать ночами и пытаться, так или иначе, проповедовать, иногда с ущербом для репутации нашего общества.
Но тем не менее сама-то энергия очень хорошая. Я не случайно начал с идиллического описания жизни в деревне. Господь Чайтанья не пришел для того, чтобы принести нам это. Когда Он пришел, в Индии этого было очень много. Сейчас это уходит, и на контрасте, наблюдая за тем, как живут те же самые люди в Индии в больших городах — в Дели, в Бомбее, конечно же, можно умилиться тем, как по-прежнему живут люди здесь, в небольших деревнях. Но это не цель жизни.
Господь Чайтанья принес нам не это. Господь Чайтанья принес нам удивительную совершенно вещь. И очень важно — став нормальными и научившись нормально общаться с обществом, в котором мы живем, не потерять сам этот огонь, но при этом стать нормальными мы должны. Шрила Прабхупада говорил об этом в «Ишопанишад», в одном из комментариев к «Ишопанишад» он цитирует, или переводит, не цитируя, стихи с восьмого по двенадцатый из тринадцатой главы «Бхагавад-гиты», где Кришна описывает знание, что такое знание.
И стихи эти начинаются со слов ама̄нитвам адамбхитвам ахим̇са̄ кша̄нтир а̄рджавам. Стихи эти перечисляют качества человека, обладающего знанием. И Шрила Прабхупада второй пункт или первый пункт из этого ама̄нитвам адамбхитвам переводит как «человек должен стать настоящим джентльменом или леди», человек должен стать, — иначе говоря, это не совсем правильный перевод, — человек должен стать воспитанным. Человек, обладающий знанием, должен стать воспитанным. Знание должно поменять нас.
Сообщество основано с весны 2016 года. Регулярно выходят посты для блага всех преданных. Если Вам нравится эта группа, поддержите посильными пожертвованиями🙏🏻 Без Вашей поддержки будет намного сложнее продолжать это служение 🙏🏻 С...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев