3. Перечень тем лекций первого курса режиссуры
Практическое освоение основ актерского мастерства.
начну с перечня тем лекций первого курса, чтобы дать общую картину, на фоне которой осуществляется практическое освоение основ актерского мастерства.
1 Введение в профессию.2 Сверх-сверхзадача художника.3 Художественный образ.4 Специфические особенности театрального искусства.5 Система Станиславского. Цели, задачи. Искусство «представления» и искусство «переживания» — как искусство «действия».6 Законы актерской психотехники. Элементы системы Станиславского.7 Сценическое действие.8 Предлагаемые обстоятельства.9 Воображение — ведущий элемент системы.10 Сценическое внимание.11 Мышечная свобода.12 Темпо-ритм действия.13 Сценическое отношение.14 Событие — неделимый атом сценического процесса.15 Сценическая оценка — как процесс перехода из одного события в другое.16 Упражнения на память физических действий и ощущений — гаммы актерского искусства.17 Взаимодействие. Общение.18 Словесное действие. Подтекст.19 Мыслительное действие.20 Видения. «Зоны молчания».21 Физическое действие.22 Сквозное действие и сверхзадача артиста—роли.23 Характер и характерность.24 Перевоплощение.Последовательность изложения этих тем, разумеется, может частично варьироваться, меняться. Однако в формулировках узловых понятий теории важно сохранить
точность, потому что, как утверждает современная психологическая наука,
«...осознание немыслимо без наименования, то есть без обозначения осознаваемого точным словом, без вербализации»[23].
Цель системы Станиславского — найти сознательные пути пробуждения подсознания актера и затем — не мешать этому подсознанию творить.Элементы системы — это законы органической жизни, естественного поведения человека.
Они не должны быть нарушены в противоестественных сценических условиях.
Элементы системы — элементы действия. Они связаны между собою, неотрывны друг от друга (система!).
Недооценка актером хотя бы одного, невладение даже одним из этих элементов приводит к разрушению всего действенного процесса.
Отсюда — «тренинг и муштра!», — как предлагал Станиславский.
Действие — единый психофизический
процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, каким-либо образом выраженный во времени и в пространстве.
В этой формулировке важно каждое слово; убрать любое — значит уничтожить смысл понятия.
Вот как коротко можно прокомментировать эту формулу.
Прежде всего необходимо акцентировать в действенном процессе неразрывность психологического и физического, их единство.
Следует помнить, что понятие «физическое действие» — условно; конечно же, у Станиславского речь идет о психофизическом действии, просто в предложенном названии выражено стремление подчеркнуть именно физическую сторону действенного процесса.
Не понимая этого, часто физическим действием называют всего лишь физическое механическое движение.
Запомним же, что физическое действие в учении Станиславского — это всегда действие психофизическое
. В этом ценность его открытия: точно найденное физическое действие способно разбудить верную психологическую, эмоциональную природу актера. Вот как писал об этом Станиславский: «...физическое действие легче схватить, чем психологическое, оно доступнее, чем неуловимые внутренние ощущения; потому что физическое действие удобнее для фиксирования, оно материально, видимо, потому что физическое действие имеет связь со всеми другими элементами. В самом деле, нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством...»[24]. Открытие Станиславского основано на законе органической взаимосвязи психических и физических процессов в человеке.
Действие — это процесс. Следовательно, оно имеет начало, развитие, имеет конец. Как же начинается сценическое действие, по каким законам развивается, почему и как заканчивается или прерывается? Ответы на эти вопросы объясняют суть процесса.
Нет комментариев