Довольно скоро богатые модницы перестали довольствоваться недолговечными аксессуарами. Их заменили цветы, выполненные ювелирами из золота или серебра и украшенные бриллиантами и драгоценными камнями.
Такие изящные веточки не имели общего названия. Во Франции их называли «жардиньерками» или «бутоньерками». Однако более точно их характерные особенности отражает английский термин «Brooch flower spray». Конечно, к спрею это изысканное изделие не имело никакого отношения. Название объясняется тем, что бутоны и головки цветов крепились к тонкому изогнутому стеблю-веточке миниатюрной пружинкой, придававшей им подвижность. Изначально на таких же пружинках были помещены и бриллианты сложной огранки. Подобный прием был чрезвычайно сложным в исполнении, зато эффектом его становился целый поток бликов от искрящихся при каждом движении алмазов.
Пика своей популярности подобные украшения достигли в следующем веке. Их изготавливали ювелиры во всех европейских странах. Технологию, требовавшую виртуозного мастерства, использовали уже не только для брошей. В виде тонких изогнутых веточек, рассыпавших сверкающие искры, мастера делали браслеты, кольца, кулоны и эгретки. Не был исключением и императорский двор в России. Для императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II Алексеевны трудились прославленные ювелиры: Леопольд Пфистерер из Австрии и французы Луи-Давид Дюваль и Яков Дюваль, а также знаменитый женевский мастер Иеремия Позье. Среди творений каждого из них обязательно присутствовали драгоценные «веточки» и «букеты», усыпанные бриллиантами.
Следующий всплеск моды на подобные изделия произошел на рубеже XIX-XX веков, в эпоху «art nouveau». Изогнутые цветущие ветви вновь становятся чрезвычайно востребованными. Их часто дополняют тщательно выполненные бабочки, жуки, стрекозы и т.п. Стоит отметить, что данная тема восходит еще к изделиям начала XVIII века. В частности, известен изысканный гарнитур из гранатов в серебре, выполненный подобным образом. Теперь уже отнюдь не обязательно стало использовать бриллианты – горный хрусталь и другие поделочные камни тоже хорошо отвечали этому типу украшения. Да и первоначальный сложный принцип крепежа цветов и камней часто упрощали, сохраняя только саму идею.
Примерно с середины 1950-х годов ювелирные дома всего мира вновь обращаются к излюбленной тематике. Броши, колье, диадемы и другие украшения в виде веточек и небольших изогнутых букетов не утратили своей актуальности и до наших дней. Они уже давно не имеют какой-то определенной стилистики. Мастера разных стран по своему трактуют старинные традиции, каждый раз привнося в них что-нибудь новое.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев