Я никогда не понимал тех, кто не воспринимал ее как актрису и считал ее всего лишь фавориткой Сталина. Ее жизнь была гораздо драматичнее и сложнее , чем может представить себе обыватель. 29 января 1902 года родилась Любовь Петровна Орлова.
Это была любимейшая актриса моей прабабушки, моих двух бабушек, в моей семье её боготворили. С раннего детства я испытываю трепет к этой удивительной, уникальной женщине, красавице- актрисе. Мне посчастливилось знать тех, кто был близко знаком с Любовью Петровной. Дорогая моему сердцу, блистательная мхатовка Маргарита Анастасьева не раз со своим мужем, Владленом Давыдовым были в гостях у Орловой и Александрова. Владлен снимался вместе с Орловой в фильме " Встреча на Эльбе". Маргоша с неизменной теплотой рассказывала об Орловой, о ее деликатности, чуткости, доброжелательности и большом уме.
Каждый раз вспоминая свою выдающуюся коллегу по театру Моссовета , ушедшая не так давно Татьяна Бестаева начинала плакать, потому что понимала кого мы потеряли. С нежностью и восторгом вспоминала об Орловой ее соседка по дому на Большой Бронной, неповторимая Юлия Константиновна Борисова, тоже, увы, уже ушедшая. Юлия Константиновна рассказывала мне, как пошла поздравить Орлову с очередной наградой, но та ей дверь не открыла, виновато извинилась, что она не в форме, на что Юлия Константиновна парировала: " Да, я этого и не замечу", но Любовь Петровна через дверь ей отвечала "О, моя дорогая! Женщина заметит все, особенно у другой женщины". С улыбкой и трепетом вспоминала об этом полвека спустя легенда Вахтанговской сцены.
Родившаяся в подмоскновном Звенигороде, дочь русских дворян, за свою жизнь Орлова познала немало горестей, прежде чем ее величество слава повстречалась на пути будущей властительницы сердец. Часто приходится слышать, что ее сделал Александров, что актерские данные ее не составляют великих достоинств, только советского зрителя это все мало заботило. Страна обожала Орлову, чей талант не вызывает никаких сомнений.
Господом Богом ей была дана природная пластика, грациозность и фантастическая музыкальность. Она пела, танцевала, играла комедию и драму, и везде была поразительно органична. Она снималась не очень много, но когда речь идет об Орловой, количество не так и важно - "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Цирк", "Весна", "Встреча на Эльбе"- роли обессмертившее имя великой русской актрисы.
Орлова жила в особом , привилегированном мире, несмотря на существовавшие сложности. Ее ненавидел Лаврентий Берия, несколько раз пытавшийся ее арестовать. А вот Сталин ее обожал, она была его любимой актрисой, он и не подозревал, что Любовь Петровна его ненавидит. Любимого мужчину всей ее жизни, австрийского дипломата Франца Эльслера уничтожили чекисты, но жизнь продолжалась и нужно было жить дальше...
В стране шли аресты, расстрелы , а супруги Александров и Орлова путешествовали по миру - Англия, Франция, Швейцария. Они были своими людьми и в Голливуде. Чарли Чаплин был очень близким другом четы Орлова-Александров. Общались они с Гретой Гарбо и с Марлен Дитрих, и с Мери Пикфорд.
Орлова была и талантливой театральной актрисой. В театре имени Моссовета она прослужила 20 лет. То было замечательное время старого театра имени Моссовета. В труппе театра были сразу три примы - Марецкая, Орлова и Раневская. С Раневской, Орлову связывала многолетняя, искренняя дружба, они снимались вместе в фильме Григория Александрова "Весна". Орлова называла Раневскую " Мой фей". Свою роль Странной миссис Сэвидж Раневская отдала Орловой, потому что ролей в театре Моссовета у Орловой на тот момент не осталось и это не случайно, ведь хозяйкой театра была Вера Петровна Марецкая и популярность, а также огромная любовь публики к Орловой раздражала Веру Петровну. Миссис Сэвидж, Орлова играла потрясающе, игравшая в этом спектакле роль ее приемной дочери, Татьяна Бестаева рассказывала мне, каким счастьем было работать и просто сосуществовать на одной сцене с Орловой, которую в театре любили и поддерживали.
Ещё одной несомненной удачей Орловой в театре Моссовета стал спектакль "Милый лжец", где Любовь Петровна вместе с Ростиславом Яновичем Плятом создали незабываемый тандем Бернарда Шоу и Патрик Стеллы Кэмпбелл.
Так получилось, что Орлова и Марецкая заболели в одно время. У обеих был страшный диагноз - рак. Они лежали в Кремлевской больнице, в разных палатах и на разных этажах. Человек устроен сложно и ранее непримиримая к коллеге Вера Марецкая, писала ей добрые послания. Она чувствовала свою вину перед Орловой, которая уйдет из жизни первой - 26 января 1975 года. Проводить в последний путь икону советского кино пришли тысячи людей. Ушло чудо.
Любовь Петровна на людях всегда улыбалась, но улыбка всегда была ее маской. Что творилось в ее душе, и почему она так страдала, достоверно точно сегодня не может сказать никто. Да и не нужно это. На экране она была жизнеутверждающей, пленительной и восхитительной, немеркнущей звездой советского кино - Олимпа , чей путь на вершину был долгим и тернистым, но прошедший испытание временем. В советском кино было немало замечательных актрис: Марина Ладынина, Тамара Макарова, Янина Жеймо, та же Вера Марецкая, но первой была и останется Любочка Орлова, которую нельзя забыть, ведь это была комета по имени Любовь. Полвека как её нет с нами. С днем Рождения, дорогая Любовь Петровна. Мир и покой Вашей светлой душе. Спасибо Вам за все.
P. S. Когда-то в начале 30-хх Любовь Петровна жила в моем доме на Страстном бульваре, она снимала угол в соседнем подъезде, тогда она служила в музыкальном театре Станиславского и Немировича - Данченко, расположенным через дорогу от нашего дома. В театре Орлова пела в массовке. Я застал ещё в нашем дворе тех , кто помнил Любочку в те годы и отзывался о ней с большой теплотой и нежностью. Ее любили люди, потому что человеком она была светлым.
Эдгар - Кирилл Дальберг.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1