сценарист, продюсер, художник, музыкант и актер
обладатель премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе, а также «Золотой пальмовой ветви» Каннского МКФ и почётного «Золотого льва» Венецианского МКФ, двух «Сезаров», двух «Сатурнов» и ещё более полусотни кинематографических наград
Офицер Ордена Почётного Легиона
Дэвид Кит Линч
(David Keith Lynch)
20 января 1946 — 16 января 2025.
В августе 2024 года кинематографист объявил, что у него диагностирована эмфизема, вызванная многолетним курением. Однако в интервью журналу Sight & Sound он заявил, что, хотя из-за ослабленной иммунной системы он не может выходить из дома, он все еще надеется режиссировать удаленно.
А вечером 16 января 2025 года на официальной странице Дэвида Линча в Facebook появилось сообщение:
«С глубоким сожалением мы, его семья, сообщаем о кончине человека и художника Дэвида Линча. Мы были бы признательны за немного уединения в это время. Теперь, когда его больше нет с нами, в мире образовалась большая дыра. Но, как он говорил: «Смотрите на бублик, а не на дырку».
Сегодня прекрасный день с золотистым солнцем и голубым небом».
Некролог Дэвида Линча на сайте IndieWire, наиболее авторитетном из сетевых ресурсов, посвящённых независимому кинематографу, озаглавленный «Дэвид Линч умер в возрасте 78 лет: самый влиятельный режиссер мира изменил определение кинематографа и стал прилагательным», начинается словами:
«Он снял «Синий бархат», «Твин Пикс», «Малхолланд Драйв» и множество других фильмов, которые прочно вошли в популярную культуру и оказали влияние на других режиссеров.
Дэвид Линч умер в возрасте 78 лет. По любым меркам самый влиятельный режиссер нашего времени, художник из Миссулы, штат Монтана, оставил такой след, что само его имя стало прилагательным. Есть хичкоковский, а есть линчевский.
Его фильмы — от «Головы-ластика» и «Синего бархата» до «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв» — противоречивые, визионерские и абсолютно уникальные — стали захватывающим погружением в богатые кинематографические ландшафты причудливой психологии и роскошных поверхностей».
К этому перечню фильмов Дэвида Линча необходимо добавить :
- ленту, принёсшую режиссёру главную премию МКФ в Каннах - «Дикие сердцем» (1990),
- эпохальную, провалившуюся в момент выхода в прокат, но позже обретшую культовый статус «Дюну» (1984),
- своеобразное кинематографическое послесловие к культовому сериалу «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992),
- мой самый любимый из фильмов Дэвида Линча - «Человек-слон» (1980) — об этой ленте я писал отдельно и ссылку на этот пост вы можете найти в конце материала.
Если мы присовокупим к этому списку ещё ленты «Простая история» (1999) и «Внутренняя империя» (2006), то упомянем все полнометражные фильмы Линча-режиссёра, которых было всего десять.
Также он снял 6 эпизодов оригинального сериала «Твин Пикс» (1989-1991) и все 18 эпизодов третьего сезона 2017 года, один эпизод сериала «В прямом эфире» (1992) и два эпизода мини-сериала «Номер в отеле» (1993).
Кроме того Дэвид Линч снимал сегменты фильмов-антологий, короткометражные ленты и микрометражные этюды, документальные фильмы, музыкальные клипы, рекламные ролики и веб-сюжеты, так что общее число его режиссёрских работ приближалось к сотне.
Последние несколько лет Дэвид Линч работал над сценариями проектов для Netflix, но все они по разным причинам были закрыты. Впрочем, ещё сохраняется надежда на выход сериала под условным названием Unrecorded Night.
Последним продюсерским проектом Дэвида Линча стала дебютная драма грузинского музыканта Георгия «Гиги» Агладзе «Другой я» (2022). Фильм был снят как копродукции Грузии и США на английском языке. Как я понял, проект оказался неудачным, как в художественном, так и в коммерческом плане. И, хотя лента снималась в Грузии, о ней даже нет статьи в грузинской «Википедии».
Зато последнее актёрское появление Дэвида Линча на большом экране было очень удачным. Он сыграл одного из величайших режиссёров классического Голливуда Джона Форда в условно биографической ленте Стивена Спилберга «Фабельманы» (2022), в финале которой герой встречается с легендарным режиссёром (такая встреча и в самом деле была в юности Спилберга).
Хотя в год выхода фильм потерпел кассовую неудачу, собрав 45,6 млн. долларов при затратах на производство в 40, он был хорошо встречен критиками. У фильма было 8 номинаций на премию «Оскар» (правда, ни одна из них не была реализована), 5 — на «Золотой глобус» (две победы), премия Давид Донателло за лучший иностранный фильм и более двух десятков других наград. Спустя два года фильм был объявлен едва ли не лучшей драмой из тех, что пока были сняты в 2020-х годах, и сейчас даже идёт речь о его сиквеле.
На уход из жизни Дэвида Линча Стивен Спилберг отозвался такими словами:
«Мне нравятся фильмы Дэвида. «Синий бархат», «Малхолланд Драйв» и «Человек-слон» определили его как уникального, проницательного мечтателя, который снимал фильмы, которые казались сделанными вручную.
Я узнал Дэвида, когда он играл Джона Форда в «Фабельманах». Это был один из моих героев — Дэвид Линч играл одного из моих героев. Это было сюрреалистично и казалось сценой из одного из фильмов самого Дэвида. Миру будет не хватать такого оригинального и уникального голоса. Его фильмы уже выдержали испытание временем, и так будет всегда».
Владимир Сорокин
P.S. Мой пост 2020 года о фильме «Человек-слон»:
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев