Сегодня, 1 октября, народная артистка России Нина Николаевна Усатова отмечает 73-й день рождения!
~ Удивление всегда свойственно неравнодушному человеку. Я удивляюсь, я восхищаюсь, я радуюсь. И, слава Богу, что это есть, поскольку всю жизнь мы живем либо прошлым, либо будущим, правда? Мы постоянно куда-то бежим, постоянно страдаем, решаем проблемы, надеемся, что однажды наступит просветление… Хотя порой надо просто остановиться и пережить радость момента, иначе вся жизнь так в страданиях и пройдет.
~ А сейчас вообще бесцензурие, и это тоже плохо. Хоть что делай! Как хочешь ставь, как хочешь выгляди. Я не то что брюзжу, мол, «в наше время...». ...Не знаю, может, это и не про цензуру, а про воспитание, про отношение человека к своему делу, насколько ты уважаешь зрителей и сам себя. Сейчас ведь целуются на сцене и экране просто до изнеможения. Аж тошнёхонько делается — это не та тема, которую надо 24 часа в сутки показывать... Смотришь старые фильмы и думаешь — боже мой! Я их в пример ставлю всегда молодым артистам: ребята, вы лучше вспомните «Простую историю», где Ульянов с Мордюковой. Вот они стоят в профиль, у меня аж душа разрывается от любви, а они даже не поцеловались. Помните эту сцену? Когда она стоит, готовая к этому поцелую, и он — и не могут! Голова кружилась, вот как любовь показана. И ты весь внутри перевернёшься, уже доиграешь за них в мыслях.
~ Иногда такая боль накатывает за то, что происходит. Не хочется касаться темы телевидения, но когда так всё на виду и ещё усугубляется всё сплетнями, слухами... Я хочу видеть артиста на сцене и на экране, восхищаться им. Чтобы он был для меня тайной — вот тогда мне интересно. А знать про все его тролли-кролли — зачем?
Во многом сегодня мельчание. Вот родится ли новый Евстигнеев сейчас? Никто ведь не заменил ни Лебедева, ни Лаврова, ни Стржельчика — никто! Это настолько индивидуальная профессия, когда ты должен быть в ответе и за свою работу, и за интервью — за всё. Профессия тебя обязывает с уважением к ней относиться. И знать, что это ты можешь, а от чего-то надо и отказаться.
~ Ой, не хочется в политику ударяться, но сейчас много говорят про возврат к СССР. Вернуть ничего нельзя, да и не надо. А надо выруливать в современном мире, взяв из прошлого всё хорошее. Как люди, когда в новое жильё переселялись, брали с собой из старого всё хорошее — бабушкин сундук, фотографии, дорогие сердцу вещи. Всё то, без чего не построить нового. А мы старое обрубили и без корней хотим сразу улететь в космос. Такого не бывает!
~ Когда я пришла в БДТ, были живы все мастера товстоноговские. Когда ты шел по коридору и знал, что идешь мимо гримерок Владислава Стржельчика, Николая Трофимова, Кирилла Лаврова, Всеволода Кузнецова, Евгения Лебедева, а рядом находились гримерки Людмилы Макаровой, Зинаиды Шарко, Нины Ольхиной, Валентины Ковель… Что ни человек, то – неповторимая личность. Я труппу сравнивала с художественной галереей, где был особый колорит. По духам узнавала, например, Стржельчика, по аромату сигарет легендарного завлита Дину Морисовну Шварц. Она всегда с сигаретой была.
Я даже в кулисы пробиралась украдкой в тех спектаклях, где не была занята. Застала еще «Историю лошади». Думала: вот бы понаблюдать, как они работают. Там ведь много артистов было занято в массовке. Смотрела из-за кулис и «На всякого мудреца довольно простоты». Стоишь за сценой, боишься пошевелиться – еще бы, БДТ! – а в массовке артисты тихонько переговариваются, кто-то незаметно для зрителей парик поправляет… Это самое интересное и трепетное – смотреть, что происходит «за кадром».
В Молодежном театре режиссер Малыщицкий Владимир Афанасьевич нас ругал: «Не надо по гримеркам трындеть перед спектаклем. За полчаса до выхода вы должны сидеть тут, за сценой – настраиваться на роль». В особенности перед «Сотниковым» он так говорил, там была тема войны. Мы собирались в коридоре. Про роль не думали, но сидели, перешептывались…
~ Знаете, когда с подружками звоним другу другу, бывает, и о горестях поговорим. Но в конце разговора всегда скажем, что мы всем довольны. Всем! Это мое золотое правило. Но это понимание пришло с годами, когда шишек набила и когда в багаже уже много что есть.
Возраст? Не задумываюсь об этом серьезно. Просто надо иногда в паспорт поглядывать и понимать, что по перилам лестницы уже не прокатишься, как раньше.
А в остальном жизнь - как речка. С разным течением и перекатами, но течет. Надо с благодатью принимать эту речку - жизнь. Она течет, и ты по ней плыви…
…Честно скажу, природе своей деревенской очень благодарна. Она мне многое дала. Надо только поливать свои корни и ни в коем случае не отрываться от них. Без корней мы никто.
Журнал "Культурная Столица".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев