Итальянская киноактриса и модель Изабелла Росселлини создала незабываемые образы в рекламе Lancôme, но в 42 года ее уволили: «Вы слишком стары, а мечта современной женщины – выглядеть молодо. Вы больше не отвечаете этой мечте». Изабелла вспоминает, что чувствовала себя, как на собственных похоронах, и ей стоило немалых усилий не сломаться и продолжать жить и работать дальше.
Прошло 23 года, и новая гендиректор Lancôme, Франсуаза Леман, попросила 65-летнюю Росселлини вернуться. «Она приехала на мотоцикле, сняла шлем, и я увидела каскад золотистых волос. Это было необыкновенно. Я спросила ее: «Что случилось?» И она сказала: «Все меняется. Многие женщины сегодня чувствуют себя отвергнутыми из-за возраста, словно с ними что-то не так. Мы хотим показать, что красота не определяется молодостью. Мы хотим, чтобы вы вернулись и написали новую главу для Lancôme». «Придя на руководящие должности в косметических компаниях, женщины изменили ситуацию. Мужчины видели в макияже только инструмент соблазнения. Но ведь это еще игра, удовольствие, много чего. Я каждый день наношу крем, макияж, парфюм - даже если я у себя на ферме за городом и рядом ни души, кроме цыплят. Я делаю это для себя. Ещё я украшаю свой дом, стол, покупаю свежие цветы. Это свойственно женщинам. Нам нравится делать пространство вокруг себя веселым, утешительным и теплым. Боссы косметических концернов прошлого этого не понимали - современным руководительницам даже объяснять не нужно.
Больше всего на свете женщины хотят, чтобы им не указывали, что делать. Надо научиться доверять себе и выражать себя, но для этого должны пройти годы. Вот чем замечательна зрелость. В юности вы ищите примеры для подражания, в старшем возрасте – делаете то, что хотите. Это один из великих даров старости – по мере взросления вы обретаете свободу". «Меня всегда удивлял вопрос: какой вы хотите запомниться? Я его не понимаю. Наша судьба в том, чтобы со временем быть забытыми». –
Изабелла Росселлини
******
«Те, кто говорит, что после 50 начинается лучший возраст, - или лгут, или у них есть секрет, который от меня ускользает. Чем старше становишься, тем сложнее жить. Я тоже думала, что, зная то, что я теперь знаю, пройдя через испытания, потерю близких, я обрасту броней, стану неуязвимой. Увы…
🌠
В молодости я была как хорошо экипированный боец - не взвешивала за и против перед прыжком, просто прыгала. Теперь мне не хватает спонтанности, все время беспокоюсь, чувствую себя истонченной, хрупкой внутри… С другой стороны, я спокойнее отношусь ко многим вещам. Мир, который был таким таинственным, стал проще… В 18 лет Бунюэль казался мне волшебником – все, что он рассказывал мне про меня саму, оказывалось правдой. Откуда он это знает, думала я. А теперь я сама вижу насквозь молодых людей.
🌠
Недавно я увидела себя на экране и мне стало страшно - как я постарела. Я долго плакала. Хорошо бы остановить время в районе 40 лет. Но я приучила себя не страдать из-за того, что мне не подвластно. Портрет Дориана Грея - не моя фантазия. Вы можете отредактировать фото, но не жизнь. Знаю, сейчас существует тысяча способов стереть следы времени с лица, тела, психотерапия, чтобы избавиться от душевных травм. Но я ничего не хочу забывать, отрицать, хочу помнить и счастливые моменты, и боль, и даже самые жестокие вещи.
🌠
И потом, это так изнурительно - быть вечно молодой, красивой. Я раздражаюсь, когда спрашивают - почему ты не скрываешь свой возраст? Хочу, чтобы мне позволили стареть. Страх смерти меня тоже больше не терроризирует - я видела мертвыми самых близких. И продолжаю разговаривать с ними и со всеми людьми, которых я встречала, которым благодарна и которых больше нет. Просто нужно найти точку равновесия – научиться жить между памятью обо всем и ошеломляющей тоской, которую иногда испытываешь. Еще немного времени, и я найду это равновесие.
🌠
Сколько себя помню, я была бульдозером, резкой, высокомерной, инстинктивной. Теперь я смотрю на людей с большей нежностью, не тороплюсь, пытаюсь их понять. Это меняет даже мое лицо - придает мягкость, которой не было раньше». –
Кароль Буке
****
53-летняя египетская писательница @monaeltahawy написала эссе о красоте и волшебной силе макияжа – и мне сразу захотелось накраситься!👁️
«Пандемия и менопауза испоганили мой сон. Привыкнув просыпаться каждые два часа, я держу наготове утешение: вместо того чтобы спускаться в двойной ад бессонницы и приливов, я успокаиваю себя тем, что подвожу глаза.
А потом, когда окончательно прекращаю попытки заснуть, я завтракаю, очищаю и увлажняю кожу и предвкушаю любимую часть дня: я наношу на веки новый цвет. Я восхищаюсь линиями, которые научилась наносить идеально, - часто с милыми маленькими крылышками по краям, которые словно подмигивают мне, - и это дело моих рук для меня и дань уважения, и исцеление.
Дань уважения, потому что мой народ, мужчины и женщины Египта всех сословий, обводили глаза подводкой еще в 6000 году до н.э. И меня, человека пишущего, особенно радует, что иероглиф, обозначающий мастера по макияжу, происходит от корня «сеш», что переводится как «писать» или «гравировать». Держа кисть, я чувствую себя каллиграфом и пишу письмо любви самой себе: «послушай, я люблю тебя, радость близко».
А вот исцеление: древнеегипетское слово «палетка для макияжа» происходит от слова «защищать». Мои предки верили, что, подводя глаза углем, они защищают себя от резкого солнечного света или сглаза; я верю, что моя подводка защищает меня от тяжелых дней пандемии и менопаузы.
В 2011 году обе мои руки были в гипсе: я не могла сделать для себя даже простейших вещей и плыла в бездонном океане горя, чувствуя, что у меня украли красоту. Я могла показать мои сломанные руки и сказать: «Вот мои раны», но я не знала, на что указать, чтобы объяснить, что эта травма отняла у меня.
Красоту, она украла красоту.
И поэтому, кусочек за кусочком, я построила ее заново.
После болезненного сеанса физиотерапии я заходила в салон маникюра и просила покрасить ногти зеленым лаком. Вот она я, говорили мои зеленые ногти. Шажок за шажком, пытаюсь идти вперед к красоте.
Каждое утро, когда я подчеркиваю свои веки бирюзой, лиловым или бронзой, я снова каллиграф и заново пишу письмо любви самой себе - мой ритуал Осознанной Красоты, чтобы напомнить о радости и придать сил для того, что впереди".
***
Одна из моих любимых пар - астронавт Марк Келли и сенатор Габби Гиффордс.
Габби сказала подруге после знакомства с ним: «Кажется, я наконец встретила его». «О, поздравляю! Все, как ты мечтала — высокий смуглый красавец?» «Нет, он ниже меня ростом и лысый, но это именно тот человек, которого я так долго искала».
Они поженились, из-за работы жили в разных городах и переживали, получится ли у них когда-нибудь соединиться в семью. Потом в один день все изменила трагедия.
В 2011 году Габриэль была ранена выстрелом в голову на встрече с избирателями - психически неадекватный 22-летний Джаред Лофнер свободно купил оружие и убил шестерых человек, включая девятилетнюю девочку – прострелил ей сердце.14 человек были тяжело ранены.
Габби не должна была выжить: 90% людей, получивших подобную травму, умирают или остаются глубокими инвалидами. Но чудом она вышла из комы. Марк отказался от полетов в космос и днем и ночью сидел с женой в больнице – держал за руку, часами разговаривал. Он первым понял, что Габби начала медленно возвращаться – однажды он почувствовал, как она дотронулась до его обручального кольца и попыталась повернуть. Только он знал, что это была ее любимая забава из тех, счастливых дней — теребить обручальное кольцо Марка, снимать, надевать себе на палец.
Он долго изо всех сил пытался сделать вид, что в их жизни все по-прежнему. Но пришлось признать — ничто никогда не будет прежним, и действовать в этих новых обстоятельствах.
Из-за глубокой травмы Габби трудно говорить – раньше она болтала без умолку, а Марк больше молчал. Теперь наоборот – он говорит за них обоих. У нее не работает одна рука. По состоянию здоровья ей пришлось уйти из сената – но они оба решили, что должны что-то сделать, чтобы оружие не могло попадать в руки психически неуравновешенных людей. Марк Келли оставил космос и выиграл выборы в сенат от Аризоны – вместо Габби. А она рядом и помогает во всем.
***
Джастин Бейтман @_justinebateman_ , teen-звезда сериалов 80х, 55-летняя режиссер, продюсер и писательница, а также мама 18-летнего сына и 17-летней дочери и моя новая girl crush на тему возраста🥳
Джастин только что опубликовала книгу «Face» – первый тираж разлетелся за 10 дней. В ней она разбирается с иррациональными страхами, которые заставляют нас, женщин после 40-50 лет, стыдиться себя, притворяться моложе, в том числе «править» лица у хирурга – то есть делать вид, что прожитых лет как бы и не было.
Все началось с того, что Джастин погуглила отзывы незнакомых людей о своей внешности (и теперь никому не советует этого делать). Ее поразил накал злобы и оскорблений - как ужасно она постарела. «Старая карга», «героиновая наркоманка», «у нее наверное тяжелая болезнь, типа рака», - это самое мягкое.
Джастин была в шоке – в молодости она восхищалась лицами великих актрис старшего поколения – Анны Маньяни, Жанны Моро, Шарлотты Рэмплинг, Изабель Юппер – и художницы Джорджии О'Кифф с их точеными скулами, темными кругами вокруг глаз, складками на веках, припухлостями под глазами, резкими линиями вдоль носа.
«Возраст придавал им характер, стиль – они поступали, как считали нужным, и им не было дела до того, что вы о них подумаете. Они были неотразимы в своей сложности и непохожести на других. Меня, в мои 20 лет, как магнитом притягивала их уверенность в себе. Я была так рада, когда и у меня на лице стал понемногу проступать внутренний стержень, характер».
Еще вчера Джастин была уверенна и довольна собой – и вот, прочтя комментарии, полностью раздавлена. Неужели я до такой степени неадекватно воспринимаю себя? Я и правда настолько страшная, жалкая, глупая? Ее затопил стыд и страх, и она не хотела выходить на улицу. «Я позволила этим людям убедить себя, что они правы, а я ошибаюсь».
Постепенно Джастин распутала клубок своих страхов, которые бессознательно «прикрепила» к лицу» - cм соседний пост. И очень рекомендую ее интервью Time на YouTube; она такая зажигательная, что никакие описания и цитаты не передают целиком обаяния личности.
****
- Я поняла, что, когда люди говорят гадости о моей внешности, они на самом деле сообщают мне о себе - как они видят жизнь и себя.
Мое или любое другое стареющее лицо для них, как красная тряпка для быка – может, они сами очень критично относятся к своей внешности, или у них была мама, вечно критиковавшая свое лицо. И вот у них в голове засело, что женские лица надо «исправить» - если кто-то против, они яростно нападают, защищая свои правила. Ок, но мне нет дела до ваших правил.
- Я даже не хочу знать, сколько мне лет. Мне все равно, для меня существуют два состояния: ты живой или мертвый. Я всегда хотела в конце пути выглядеть, как Джорджия О'Кифф, поэтому все эти признаки старения – провисающая шея, веки, складки возле губ – наполняли меня энтузиазмом: я в пути! Я иду туда! И чем дальше, тем интереснее для меня самой мое лицо.
Сейчас вы смотрите на меня и перед вами именно я, какая есть. Раньше перед вами было мое гладкое молодое лицо, но я не чувствовала, что оно отражает мою личность, мою суть. Теперь мое лицо представляет меня, выступает от моего имени.
- Наш ужас перед старением передается женщинам моложе, подросткам и совсем девочкам. Задолго до того, как у них появятся морщины, они уже ясно видят свою траекторию в обществе - свиней, которых поведут на убой.
Не проходит недели, чтобы девушка не услышала/не прочитала что-нибудь типа: «Раньше она была красавицей, но потом позволила себе расслабиться», «Хорошо, что она вышла замуж до того, как потеряла внешность».
Подобные комментарии снова и снова говорят этой девочке: ты стоишь чего-то только с миленьким личиком, но оно исчезнет и тебя отправят на бойню, как всех остальных свиней постарше.
- Когда женщины говорят: «Я чувствую себя никчемной, невидимой» на самом деле они говорят: «Я поддерживаю установку в обществе, что я не имею значения».
Я не хочу поддерживать эту установку. Я сама решаю, как выгляжу – по-моему, отлично. Мне все равно, каковы стандарты. У нас совсем немного времени на Земле и я всегда знала, что хочу жить каждый день по-настоящему свободной. Почему бы не «выключить звук» у троллей? Тогда можно спокойно делать, что хочется – Джастин Бейтман
****
63-летняя дипломат Элизабетта Беллони впервые в истории Италии возглавила спецслужбы: внешнюю разведку и контрразведку.
За жизнь Беллони не раз выпадало идти первой.
Так, она была одной из двух девочек, которых первыми приняли в до тех пор закрытую мальчиковую школу Массимилиано Массимо.
В начале нулевых Беллони, первая среди женщин, возглавила кризисный центр МИД – занималась возвращением похищенных сограждан в Ираке и Афганистане, организовывала эвакуацию итальянцев после цунами в декабре 2004 года в Таиланде.
До того, как возглавить спецслужбы, Беллони достигла самого высокого поста в дипломатии Италии - генсек МИД. И снова была первой женщиной в этой должности.
Алена Попова @alenapopova пишет: «В России до таких назначений еще далеко. За всю советскую и российскую историю было всего 5 женщин-послов. Сейчас Россию за рубежом представляет лишь одна (!!!) женщина - посол России в Индонезии Людмила Воробьева. Российские спецслужбы также остаются почти исключительно мужскими организациями. Женщины должны занимать не менее 30% в руководящих органах Министерства иностранных дел РФ, а также российских спецслужб. Тогда действия этих структур станут куда более адекватными».
От себя добавлю, что я очень рада, что в нашем мире теперь находится место и 63-летней главе внешней разведки Элизабетте Беллони, и 35-летней премьер-министру Финляндии Санне Марин. Такие дела, дружок внутренний эйджист! 👅
***
Лор Адлер: «Я старая и не боюсь об этом говорить!»
72-летняя французская радиоведущая, историк и писательница Лор Адлер написала необычную книгу - дневник-путешествие в страну старости «Путница в ночи». Название отсылает к строчке Шатобриана: «Старость – путница в ночи: ей не видно земли, перед ней открыто только небо».
- Я решила провести читателя по стране, в которую однажды попадет каждый из нас, если ему/ей повезет жить долго. Я уже очутилась на том берегу, но старой, как ни странно, себя не чувствую – хотя объективно я старая. У меня ощущение, что я живу в воздушном коридоре: меня еще не затронули серьезные последствия возраста, но я несу на себе шрамы жизни.
- Это не гид по здоровому старению, а мой личный опыт, что значит стареть. Я стараюсь показать, что переживание старения придает жизни остроту. И еще – это вопль ярости против того, что общество творит со старыми людьми.
- Мы вычеркнули старость, как нечто ненужное и стыдное. Мы так напуганы старостью, что переживаем ее, как унижение. Язык ищет способы обойти то, что выглядит клеймом: мы теперь говорим не «старые», а «старшие».
- Я не испытываю ностальгии по прошлому. Я не нахожу, что так уж сильно изменилась: да, немного сбавила обороты, но меня по-прежнему волнует жизнь. Я полностью принимаю свой возраст, но иногда в глазах других читаю «у тебя больше нет прав, ты старуха». Я отказываюсь позволять кому бы то ни было отнимать у меня чувство непрерывности и ценности моего бытия.
- Мы живем в обществе, зацикленном на прибыли и сверхэффективности – добивайся! успех! энергичнее! При таком раскладе старики, с их мягкостью, деликатностью, заботой, умением выслушать и просто объяснить выглядят вышедшим в тираж товаром в глазах молодых. А значит, их можно вытеснить на обочину общества, запереть в домах престарелых и как можно реже о них вспоминать. Но их «производительность» не хуже, чем у молодых – она просто другая.
- Симона де Бовуар в «Старости» пишет о нашей неспособности узнать будущих себя в стариках, которых мы встречаем сегодня. Для меня, как для многих, они долгое время были «другие». Теперь я одна из них. Как сказала Симона де Бовуар: «Я превратилась в другого, но я осталась собой".
****
Лор Адлер: «Я старая и не боюсь об этом говорить!»
72-летняя французская радиоведущая, историк и писательница Лор Адлер написала необычную книгу - дневник-путешествие в страну старости «Путница в ночи». Название отсылает к строчке Шатобриана: «Старость – путница в ночи: ей не видно земли, перед ней открыто только небо».
- Я решила провести читателя по стране, в которую однажды попадет каждый из нас, если ему/ей повезет жить долго. Я уже очутилась на том берегу, но старой, как ни странно, себя не чувствую – хотя объективно я старая. У меня ощущение, что я живу в воздушном коридоре: меня еще не затронули серьезные последствия возраста, но я несу на себе шрамы жизни.
- Это не гид по здоровому старению, а мой личный опыт, что значит стареть. Я стараюсь показать, что переживание старения придает жизни остроту. И еще – это вопль ярости против того, что общество творит со старыми людьми.
- Мы вычеркнули старость, как нечто ненужное и стыдное. Мы так напуганы старостью, что переживаем ее, как унижение. Язык ищет способы обойти то, что выглядит клеймом: мы теперь говорим не «старые», а «старшие».
- Я не испытываю ностальгии по прошлому. Я не нахожу, что так уж сильно изменилась: да, немного сбавила обороты, но меня по-прежнему волнует жизнь. Я полностью принимаю свой возраст, но иногда в глазах других читаю «у тебя больше нет прав, ты старуха». Я отказываюсь позволять кому бы то ни было отнимать у меня чувство непрерывности и ценности моего бытия.
- Мы живем в обществе, зацикленном на прибыли и сверхэффективности – добивайся! успех! энергичнее! При таком раскладе старики, с их мягкостью, деликатностью, заботой, умением выслушать и просто объяснить выглядят вышедшим в тираж товаром в глазах молодых. А значит, их можно вытеснить на обочину общества, запереть в домах престарелых и как можно реже о них вспоминать. Но их «производительность» не хуже, чем у молодых – она просто другая.
- Симона де Бовуар в «Старости» пишет о нашей неспособности узнать будущих себя в стариках, которых мы встречаем сегодня. Для меня, как для многих, они долгое время были «другие». Теперь я одна из них. Как сказала Симона де Бовуар: «Я превратилась в другого, но я осталась собой".
***
«Я считаю, женщинам не должно быть больше 25. Мужчины с возрастом становятся красивее. Но не женщины. То, что они стареют, - большая несправедливость», - сказал 33-летний режиссер Жан-Люк Годар в 1963 году.
Как вы себя чувствуете, читая такое? В 25 или 35 я бы чувствовала себя мишенью, голой и беззащитной перед воображаемым судьей: «Больше 25?! Виновна! Приговаривается к невидимости, нелюбви, безработице, насмешкам и одиночеству…»
Теперь, в 44, я вижу в словах Годара женоненавистничество и страх смерти. Мне хочется рассмеяться ему в лицо.
Глядя на Катрин Денев, Роми Шнайдер или Тильду Суинтон (на 📷 ) в юности и зрелости, я вспоминаю роман, где обсуждают фото ребенка разных лет: вот здесь он еще смутный пейзаж, а здесь уже – портрет. Боже, как скучна была бы жизнь, в кот-й Тильде Сиунтон «разрешается» дожить только до 25!
После 50 в нас, женщинах, открывается фонтан энергии, уверенности и жизнелюбия. Выдающаяся антрополог Маргарет Мид в 1950-х называла это «драйвом менопаузы». Она сравнивала отрезок времени, когда женщина занята материнством, с карьерой балерины или спортсменки. Оглянуться не успеешь, дети выросли и надо жить дальше.
«Общество так и не сумело пока превратить женщину в человека. Мы разрешили ей учиться, носить брюки, но по-прежнему до того сосредоточены на браке и материнстве, что не представляем, что же делать с этой матерью, когда дети вылетели из гнезда. Мы так и не нашли способов задействовать богатейшие женские ресурсы - драйв менопаузы в следующие 25 лет ее жизни».
С возрастом уменьшается эстроген, «гормон уступчивости», и на первый план выходит тестостерон – гормон целеустремленности и действия.
Мы учимся не принимать все близко к сердцу. Бережно выбирать слова, говоря о себе, - не унижать. «Нам необходимо чувствовать себя красивыми просто потому, что мы все еще живы», - считает актриса Энди Макдауэлл.
Писательница Пэм Хьюстон в автобиографии говорит молодой женщине: «После этой нашей версии есть еще одна, кот-ю стоит с нетерпением ждать. С годами перестаешь гнаться за тем, что причиняет боль; время учит слышать собственный голос".
И ещё - не заморачиваться, кто что о нас сказал или подумал, будь он хоть трижды гениальный режиссер
****
В 47 Джоан Коллинз @joancollinsdbe сыграла прекрасную и коварную Алексис в сериале «Династия» - так, что зрители ее ненавидели, но и жить без нее не могли (а наряды!) Актриса 5 раз выходила замуж, начиная с 18 лет. Родила троих детей и непрерывно работала, чтобы их обеспечить.
С последним мужем, младше ее на 30 лет, ей наконец повезло - они вместе уже 17 лет. (Подруга Элизабет Тейлор написала в ответ на приглашение на свадьбу: «Я все еще впереди на 3 мужа!»)
- Мне начали говорить, что я немолода чуть не с начала карьеры. Голливудский продюсер проинформировал: «25? Милочка, в этом городе вы уже старая». В 31, когда я захотела вернуться в профессию после рождения детей, мой агент сказал: «Джоаночка, какое кино, выходи на пенсию, дорогая».
- В 40 лет в фильме The Stud я резвилась на качелях почти без одежды - к ужасу и изумлению всех и каждого. Но мне было наплевать. Я знала, что выгляжу хорошо, даже очень хорошо, и моя фигура лучше, чем когда-либо, спасибо тренировкам и супер-здоровому питанию.
- The Stud стал хитом, благодаря ему меня пригласили в «Династию». Интересно, что одна женщина-продюсер изо всех сил пыталась помешать мне получить роль – «Ей же 47!». К счастью, главный продюсер Аарон Спеллинг настоял на моей кандидатуре.
- В 49 я позировала Playboy. К тому моменту я осознала, насколько невероятно враждебно настроен не только Голливуд, но и большая часть общества к женщинам старше 30. Я решила образно показать троллям нос, доказав своими фото, что женщины «определенного возраста» по-прежнему сексуальны и соблазнительны. Не представляете, сколько я получила благодарностей от ровесниц, что "вышла из сумрака"от их имени.
- Я счастлива в браке с замечательным человеком. Когда меня спрашивают: «Как же разница в 30 лет у вас с Перси?», я пожимаю плечами и включаю черный юмор: «Ну, если он умрет, значит умрёт, что ж поделаешь!»👅
- Меня поражает, что любовь между женщинами старше и мужчинами моложе осуждают. Все больше ярких, умных женщин вступают в отношения с мужчинами моложе на 10, 20 и даже 30 лет. Многие из них говорят, что никогда не были так счастливы, и я их понимаю.
На фото Джоан Коллинз 57, а сейчас 88, и выглядит она фантастически!
Интернет подборка от
Violetta Valmond
PS
Много историй в комментариях
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2