7 сентября 2022 года ведущие информационные агентства мира (включая ТАСС) сообщили о том, что накануне на 83-м году жизни после продолжительной болезни, поддерживаемый супругой и дочерью, скончался французский режиссёр
Жюст Жакен
(Just Jaeckin)
8 августа 1940 — 6 сентября 2022.
Можно было бы удивиться столь пристальному вниманию к уходу из жизни кинематографиста, не отмеченного ни одним званием или правительственной наградой, не получившим ни одного профессионального приза, покинувшего кинематограф почти 40 лет назад, после 10 лет занятие режиссурой, за которые он поставил всего 7 полнометражных фильмов.
Но никого это не удивило, ведь первым из этих фильмов была картина, не только вошедшая в историю мирового кинематографа, но навсегда изменившая его облик.
Оставив в стороне вопрос о том, к лучшему или худшему были эти изменения, просто назовём этот фильм, и каждый сам для себя сделает вывод.
Водоразделом, поделившим историю мирового кинематографа на «до и после», стала, вышедшая на экраны мира в 1974 году, самая известная и до сих пор самая популярная эротическая кинокартина «Эммануэль» (Emmanuelle).
История о том, как дебютная картина Жюста Жакена, никогда до этого не имевшего отношения к кинематографу с практически такой же дебютанткой в главной роли (Сильвия Кристель, сыгравшая заглавную героиню, впервые появилась на экране всего годом ранее), снятая за гроши на основе «грязной книжонки» неустановленного авторства (до сих пор не известно точно, кто скрывался за псевдонимом Эммануэль Арсан - Марайя Ролле-Андриан, её супруг Луи-Жак Ролле-Андриан или же они писали романы совместно), стала не только культурным, но и социальным феноменом, заслуживает отдельного рассказа.
Через 2 года фильму исполнится 50 лет, и тогда, если страница ещё будет существовать, я, возможно, расскажу её. В этой истории фигурируют классики французской литературы и кинематографа, два министра культуры, два президента Франции и даже таиландский принц. Словом, дождитесь – будет интересно.
Пока же ограничусь только одним фактом.
Афиши к фильму, на которых главная героиня в исполнении Сильвии Кристель сидит обнажённой в плетёном кресле, провисели на Елисейских полях 13 лет. И большую часть этого времени лента беспрерывно демонстрировалась в кинотеатре, ставшем туристической достопримечательностью – к нему был организован подвоз японских туристов, а несовершеннолетние парижане по утверждению французской «Википедии» отмечали своё совершеннолетие походом в кинотеатр на фильм Жюста Жакена.
Когда после 553 недель показа фильма на Елисейских полях прокатная фирма UGC Triomphe подсчитала число зрителей, посмотревших «Эммануэль» на столичном экране, оказалось, что их было 3 269 187, что гораздо больше населения Парижа (около 2 млн. 166 тыс. человек в 2019 году).
В дальнейшем Жюст Жакен не снял ни одного фильма, успех которого можно было бы сравнить с его дебютом, хотя некоторые названия могут быть знакомы ценителям европейского кино:
1975: История О
1977: Мадам Клод
1978: Последний романтический любовник
1979: Частные коллекции (сегмент «L'île aux sirènes»)
1980: Девушки
1981: Любовник леди Чаттерлей
1981: телесериал «Салют, чемпион» (серии 3 и 12)
1984: Гвендолин.
В нескольких своих фильмах Жюст Жакен выступил ещё и в качестве сценариста, продюсера и актёра.
Также Жюст Жакен снимал рекламные ролики (реклама Seiko) и музыкальные клипы (точно известно, что он автор клипа Элтона Джона «Who Wears These Shoes?»).
Ещё он был скульптором. Но, что для нас представляет особый интерес, Жюст Жакен был фотографом-портретистом.
Причём, если режиссёром он был посредственным, то фотохудожником выдающимся. Жюст Жакен сотрудничал с ведущими глянцевыми журналами мира - Elle, Marie Claire, Vogue, Queen, Harper’s Bazaar, и снимал для них самых красивых женщин мира моды и кино.
Эти блистательные женщины полностью раскрывались перед его фотообъективом, ведь Жюст Жакен умел не только смотреть на женщин, но и видеть их, делать их образ незабываемым.
Так, именно французский фотохудожник сделал легендарный портрет обнажённой Джейн Фонды, который до сих пор считается одним из самых известных среди снимков звёзд мирового экрана.
Этот снимок вы можете видеть среди фото под материалом. Также там вы найдёте три фото самого Жюста Жакена – в молодости, в зрелом возрасте и в паре со звездой его самого известного фильма. Среди других снимков (в порядке размещения): фото Катрин Денёв, два портрета Брижит Бардо, фото Далиды, Кароль Буке, Изабель Аджани (два абсолютно разноплановых портрета), снимок пары Джейн Биркин и Серж Генсбур и великолепнейшее фото в винтажном стиле Моники Беллуччи.
Как же замечательно, что мы можем видеть эти прекрасные лица восхищёнными глазами Жюста Жакена.
Чтобы беглый портрет ушедшего Творца и Мужчины был более полным, стоит отметить, что, общаясь с потрясающе красивыми женщинами и запечатлевая их на фото- и киноплёнку зачастую в очень откровенных образах, он всю жизнь оставался верен одной женщине – своей жене Анн.
Сорокин Владимир
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев