Александре Михайловне Петровой было отведено всего 50 лет жизни, больше половины которой она посвятила собиранию копий крымско-татарских вышивок, переводя узоры с ткани на бумагу. И начинала она делать это в районе Старого Крыма: в селении Эссен-Эли.
🌈"Это – целая область в декоративном искусстве. Также необходимо, чтобы сами татары сознали их ценность; ведь, они выбрасывают свои старинные вышивки, как хлам и за бесценок перекупщики продают их барыням. У меня теперь есть несколько знакомых среди молодых татарок и я неустанно убеждаю их обратить внимание их женщин на варварское обращение с предметами искусства. Хочу непременно также привлечь их, т.е. женщин, к работе на сбыт, причем буду следить, чтобы они не употребляли те тона, что теперь у них преобладают. Вкус их сильно понижен, а работа, исполнение, по-прежнему изумительна", - говорила Александра Михайловна друзьям.
К 1920-у году собрание Александры Михайловны насчитывало около 1400 узоров вышивки. И в это время судьба свела А.М. Петрову с молодой девушкой, Евгенией Юрьевной Спасской. Вместе они сделали ещё больше рисунков по старинным татарским вышивкам.
🪡"Орнамент татарский можно, как и всякий иной развивать до бесконечности, ища и находя для него новые и новые применения", – отмечала А.М. Петрова.
После её смерти, Евгения Спасская продолжила работать над рисунками, систематизировала, расшифровывала записи, ездила в Крым изучать первоисточники.
🗂Их коллекция не только самая большая по количеству зарисованных вышивок, но самая значительная по богатству и разнообразию представленных орнаментов.
*📌 Татар ишлеме
Шитьё двусторонней гладью, насчитывавшее до шестидесяти самых разнообразных типов швов. Выполнялось шёлковыми витыми, хлопчатобумажными, золотыми и серебряными нитями на тонкой ткани. Двусторонней гладью вышивались марама (женские головные покрывала), шербенты (девичьи платки), учкуры (свадебные мужские пояса), бешик (накидки на детские люльки), разнообразные платки, салфетки, скатерти, а также накидки на Коран.
*📌 Эсап ишлеме
Эта техника вышивки популярна на южном берегу Крыма, насчитывает 7 швов. Прозрачное двустороннее шитье, которое, как и "татар ишлеме", использовалось для заполнения больших пространств.
* 📌Телли
Шитьё позолоченной или посеребренной пластинкой небольшого размера, шириной 3-4 мм. Это вышивка, в которой невозможно выявить, где лицевая, а где обратная стороны. "Телли" бытовала на полотенцах и покрывалах.
* 📌Каснак
Односторонний шов, который фактически не встречается в наши дни. Выполнен иглой с загнутым кольцом или крючком на пяльцах круглой формы. "Каснаком" делали атласные ковры в Дамаске и Багдаде, а также караимы Крыма.
*📌 Мыклама
Золотое или серебряное одностороннее шить", что выполнялось обычно на бархате, атласе или коже и использовалось в деталях одежды (женские шапочки, манжеты на рукава, жакеты, футляры для Корана, шкатулки). В Крымском ханстве "мыкламой" украшали чепраки для лошадей, походные палатки ханов, некоторые предметы одежды, большие подушки. Это требовало недюжинной силы, поэтому изделия вышивали мужчины, которые объединялись в специальные цеха.
* 📌Букме
Завезённое в Крым с Анатолийского побережья Чёрного моря, это шитьё украшало куртки, воротники, манжеты, туфли, кисеты для табака, различные футляры и амулеты. "Букме" выполнялось наложенными на ткань позолоченными или посеребренными шнурками, что снизу крепились нитью.
📚Источники: "Блог исторического музея", "Medeniyet Vaqıtı | Путеводитель в мире культуры", "Studfile".
📷Фото из Яндекса.
✍️Морячок Крым
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев