Голбец-домик: Символы и Традиции Погребальной Культуры
Добрался до Городинского скита, который находится вблизи деревни Мериново Семеновского района Нижегородской области. Это очень старинное место в Нижегородской области.
Так на берегу реки Керженец в непосредственно близости к деревне Мериново, находилось городище племени меря, которые раньше населяли данные земли. Да и это можно отследить во многих названиях некоторых поселений, в том числе и Мериново – отголоски к «меря».
Данное городище, как говорят историки было уничтожено татаро-монголами в 13 веке. После чего данное место не долго осталось пустым. На это место пришли уже монахи, после разорения Желтоводского монастыря. На месте бывшего городища мери монахи основали тут скит, который получил название Городинский. Скит тут был нужен также для укрепления православной веры, в дремучих местах, где долгое время процветало язычество и вера в силы природы.
Существование скита также подтверждено на картах, как и собственно его исчезновение. На карте ПГМ Семеновского уезда за 1800 год скит присутствует. Но спустя 50 лет, в 1850 году на карте Менде скит уже не отмечен.
Следующая дата, которую можно официально подтвердить, которая связана с скитом Городинским, это 1918 год, в этом году вышла книга «В пустынных местах», написанная Владимиром Галактионовичем Короленко. В этой книге описывается путешествие по реке Керженец с остановкой у деревни Мериново. «Передо мною старинное, мрачное кладбище…Могилы стоят необыкновенно густо, почта удобрялась поколениями».
Герои книги осматривали остатки старого кладбища и скита, точнее ям, которые от него остались.
Следующие подтверждение существования скита идет в туристической книге «Лесной тропой» за 1961 год, в ней описывает туристический маршрут (сплав) по реке Керженцу также мимо Мериново с остановкой на старинном кладбище для туристов. Но в этой книге уже описан и детский лагерь, который находится рядом с бывшим городищем мери и скитом.
Детский лагерь, скит (городище меря), деревня Мериново находятся в непосредственной близости друг от друга. Меньше километра от Меринова до детского лагеря.
Сейчас территория скита представляет из себя кладбище с большим количеством старообрядческих могил с «голбцами». «Голбец» - наверно можно считать одним из старинных символов старообрядчества. На многих картинах и иллюстрациях они изображены.
Голбец-домик — это уникальный элемент славянской погребальной культуры, корни которого уходят глубоко в языческие времена. Этот символический дом для души умершего находит свое отражение в традициях различных славянских племен, таких как радимичи, дреговичи и кривичи.
Историческое значение В языческом обряде голбец использовали для хранения праха покойного. После кремации прах собирали в специальный сосуд, который помещали внутрь деревянного домика, установленного на кресте. Этот ритуал символизировал продолжение жизни души в ином мире, где домик служил ей новым жилищем.
Эволюция христианской традиции С приходом христианства и до реформ Никона, голбцы продолжали оставаться частью погребальной культуры, хотя и претерпели изменения. Теперь тело покойного погребали в земле, но символика домиков сохранилась в измененном виде. Голбец украшали христианской символикой: он обзаводился дополнительными перекладинами, превращаясь в восьмиконечный крест. Вместо сосуда с прахом на крест стали крепить иконы или распятия, а также вырезать имя покойного с датами его жизни.
Запреты и сохранение традиции Исследователь Лев Даль провел обширную работу по изучению голбцов, отметив их мифологическое происхождение. Именно это языческое начало стало причиной запрета голбцов официальной церковью. Однако старообрядцы продолжали следовать древним традициям, и голбцы остались для них значимой частью обрядов.
Сегодня в нижегородском лесном Заволжье можно найти множество старообрядческих кладбищ, где сохранились голбцы, в том числе и старинные. Эти памятники являются живым свидетельством культурного наследия и символом непрерывности традиций, связывающих настоящее с древними верованиями предков.
Голбец-домик — это не просто элемент погребальной архитектуры, а глубокий символ, отражающий мировоззрение и духовные традиции славянских народов. Он напоминает нам о важности памяти и уважения к предкам, а также о сложных путях, которыми культура проходит сквозь века.
Вот где-то на таком погосте и покоится наша прабабушка (ум. 1945 г.) из старообрядцев Воскресенского района. В 2023 году на кладбищах действующих и заброшенных деревень мы её могилки не нашли. Пока.
это к чему здесь? вставай - и на работу! деньги будут. Ребята, а давайте скинемся на жизнь этой Егоре Вячеславовне! А то мож у неё инвалидность, и ей работать нельзя?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Сейчас, это фантастика, а раньше их реально боялись в деревнях
Сейчас каждый дом в заброшенной деревне глядит своими мёртвыми глазами на каждого человека, который забредает туда. Многие в разбитых окнах и темных углах домов видят различных существ.
Про тазики алюминиевые, да про ценности на чердаке
Уж 7 лет, как существует мой проект и на протяжении всего этого времени меня пытаются разоблачить и понять, вывести на чистую воду. Все хотят узнать, сколько алюминиевых тазиков было своровано, сколько старинных наличников снято и наверно какое количество "черных копателей" я привлек в заброшенные деревни.
Начинаю работу над выставкой - мне нужна ваша помощь
Здравствуйте. Кто давно читает мой блог, тот знает, что мне очень интересна тема ужд. Во время одной из экспедиций, мне удалось даже прокатиться на пионерке, ныне уже не существующей линии ужд в поселке Пижма.
Голбец-домик: Символы и Традиции Погребальной Культуры
Добрался до Городинского скита, который находится вблизи деревни Мериново Семеновского района Нижегородской области. Это очень старинное место в Нижегородской области.
Уникальная легенда про озеро Нестиары - Тайны Нижегородских лесов
Старинное село Нестиары в Воскресенском районе Нижегородской области имеет большую историю и очень интересную легенду, далеко ни самую банальную в разрезе приданий наших глухих мест.
Комментарии 6