Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
«Я сначала скажу, чего мне обычно не хватает в современных картинах. Я ни в коем случае не хочу кидать в кого-то камень или делать сравнения с советским кино — просто говорю о своих ощущениях. Сегодня у нас снимают много хороших картин. Артисты играют замечательно, снято профессионально. Но я часто не вижу в фильмах просвета, выдоха. Ну, посмеялись мы, ну, порадовались, а после просмотра внутри ничего не остается. Пустота. Мне бы хотелось видеть в кино героев, которым хочется подражать. Тех, кто к себе располагает, кому ты веришь абсолютно. К сожалению, этого практически нет в сегодняшних фильмах. А вспомните, например, картины с Алексеем Владимировичем Баталовым — «Дорогой мой человек», «Живой труп», «Девять дней одного года» и многие другие. Мы их смотрели и преисполнялись надеждой». ИГОРЬ ЯСУЛОВИЧ. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
Однажды Сергей Бодров увидел, как его четырёхлетняя дочь смотрит по телевизору фильм «Брат». Он затаил дыхание, ожидая реакции ребёнка...
Но девочка лишь молча наблюдала за папой на экране. Наконец в сцене, где Данила с кладбищенским сторожем таскают трупы, дочь спросила: «Папа, а почему дождик, а ты без шапки?» ЗВЕЗДА СЕРГЕЯ БОДРОВА, как писал известный кинокритик Андрей Плахов, «ЗАЖГЛАСЬ НА ФОНЕ ПОТУХШЕЙ КИНЕМАТОГРАФИИ»!
В середине девяностых, когда отечественное кино практически умерло, на экране появился актёр, которому суждено было стать символом, выразителем духа своего поколения. Причём то, что у Бодрова не было актёрского образования, лишь подчёркивает, что его вела к этому судьба. А потому, быть может, не стоит удивляться, что рафинированному интеллигенту, специалисту по искусству итальянского Возрождения удалось с необычайным обаянием и убедительностью воплотить образ закомплексованного провинциала, который мог появиться в любом уголке страны, где ныли свежие раны чеченской войны, царили культ криминала и нищета.
Комментарии 6