Красота Авессалома выражалась, в частности, в его густой шевелюре – настолько густой, что стрижка выливалась в ежегодное празднество с использованием весов для привлечения внимания к себе и придания харизмы его личности (2Цар.14:25–26). В Песни песней волосы возлюбленной и их очаровательные переливы выглядят для влюбленного «как стадо коз, сходящих с горы Галаадской» (Песн.4:1; 6:6), – в этом сравнении выражается прежде всего оценка их красоты, а не зрительное соответствие. Невеста со своей стороны восхищается «кудрями его волнистыми, черными, как ворон» (Песн.5:11).
С учетом факта, что покрытая волосами голова считалась показателем здоровья, силы и красоты, не удивителен мотив бесчестья, связанного с отсутствием волос. В день суда, пишет Исаия, Бог станет небесным брадобреем: « В тот день обреет Господь бритвою... голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду» (Ис.7:20). В сюрреалистической манере Михей использует образ «лысины, как у линяющего орла» при описании детей Иудеи, отправляющихся в плен (Мих.1:16). В видении Иеремии сокрушенных людей тоже присутствует образ оголенных у всех голов (Иер.48:37). Исаия предсказывает наступление времени, когда у женщин Иудеи будет «вместо завитых волос плешь... вместо красоты клеймо» (Ис.3:23). А непослушные дети насмехались над Елисеем, провожая его криками: «Иди, плешивый!» (4Цар.2:23).
Длина волос человека часто служит выражением его отношения к более серьезным вопросам, и намеки на это мы видим в Библии. Ветхозаветный запрет стричь волосы на голове «кругом» (Лев.19:27) имел целью отделение Израиля от обычаев окружавших его языческих народов (Иер.9:26; 25:23). Предписание Иезекииля священникам будущего века состояло в том, что «головы своей они не должны брить и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои» (Иез.44:20). В Новом Завете Павел считал длинные волосы нормальными для женщины и бесчестьем для мужчины (1Кор.11:14–15). Чрезмерное внимание к уходу за волосами, например, плетение волос, свидетельствовало о мирском расположении ума с его внешними проявлениями (1Пет.3:3; 1Тим.2:9).
В ряде случаев отношение к волосам было напрямую связано с религиозными обрядами. Для очищения, например, требовалось состригать и сбривать все волосы (Лев.14:8–9; Чис.6:18–19). Назореям же вообще запрещалось стричь волосы в течение всего времени обета (Чис.6:5, 18) – они служили символом отделения в святости, знаком аскетического самоотречения, а не физической привлекательности.
Помазание волос елеем тоже было обрядом, но не религиозным. Оно было ритуальным средством выражения красоты (Руф.3:3), праздничной атмосферы (Ек.9:8) или гостеприимства (Пс.22:5).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев