Даже Господь может проклинать. Но делает он не как человек, не ведая, желая в сердцах зла, а иначе. Проклятие в данном случае имеется в виду осуждение кого-либо или чего-либо со стороны Бога или крайняя степень осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека. За эти последствия Господь и попускает Божьим проклятиям сбыться.
Свт. Филарет Московский (Катихизис) дал следующее определение проклятия:
Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божьим.
Самыми первыми кто был проклят Богом были Адам и Ева. Но сделал Господь не для того, чтобы отомстить, сделать побольнее, но чтобы они исправились, осознали свою ошибку. Свою роковую ошибку. Господь изгнал из рая первых людей, проклял их но только для их же пользы. Для пользы каждого из нас. Они ведь на самом деле каялись потом, и вслед за этим сбылось одно из наказаний Господних им потерей самого дорого - сына, Авеля, первого мученика . Но у Господа, все во благо. Даже злое, что случается с человеком. Потому и нужно относиться ко всему спокойно. Увольнение, утрата имущества, потеря дружбы или неприятная встреча - для нашей же пользы. Потому, если и зло случается с нами, то оно от любви Божьей. Все от Бога, даже злое. И все во благо. Все все-равно будет все хорошо. Потому что добро давно уже восторжествовало на злом. Господь Иисус Христос спас всех людей ценой своего распятия, так что свет уже воссиял и хуже уже быть не может. Никакое зло не имеет над нам власть. Потому что Господь уже победил. Зло повержено. Смерти нет. И демон существует только постольку-поскольку. И он не имеет силы, если только сам человек не откроет его в свое сердце, не впустит в свою жизнь. И даже если так случится, что человек искусится, споткнется, согрешит - тоже к лучшему. Даже он нужен, но опять же только на благо, для пользы.
Проклятие Божье бывает по нескольким причинам.
Первых людей из рая он лишил человека возможности общаться с Богом, удалил его от Себя. Таким образом, проклятие в данном случае выразилось, прежде всего, в отчужденности человека от Бога как Источника жизни.
Проклятие существует уже от первых времен (Быт.3:14,17), но еще раньше его возникло и всегда ему противостоит благословение (Быт.1:22,28). Проклятие есть как бы отрицательное эхо благословения.
Божественное проклятие не есть яростное отношение Бога к человеку. Не раздражение Господа на нас. Бог всеблагой и Вседовольный, не наказывает. И эпизод с «проклятия смоковницы» (Мф.21:12-22) следует понимать аллегорически: всё, что не приносит духовного плода – противно Богу.
Здесь сколько бы зла не желал человеку, все в воли только самого Бога. Человек может многое говорить, гневаться, желать зла. Но если нет на то Божьего произволения, разрешения сбыться тому или иному злому слову, недоброму пожеланию, печальный итог не может быть результативным.
Неизбежную действенность проклятия может обеспечить лишь Всемогущий Владыка. А если уж и будет иметь место быть, то его сила происходит незамедлительно.
Так, когда Он изрек в адрес змия осуждение:
за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
Да, и проклятие Ноя в адрес Ханаана тоже не заставило себя долго ждать:
проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Любое дело не остается без последствий и всегда реализовано в рамках Божественного Промысла. Но бывает Бог откликается на слова проклинающего, а бывает и молчит. Чаще всего второе происходит тогда, когда оно не заслуженно сказано в адрес "обидчика". Господь откликается лишь тогда, проклятие соответствует принципам Высшей Божественной Правды:
«Проклят, кто дело Господне делает небрежно»; «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!».
Если говорить об этом более подробно, то если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, то так он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего:
неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же.
И наоборот, Бог любит тех, кто Его любит и потому очень заботливо относится к тем, кто чтит Его заповеди. Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну».
Но нужно быть твердо уверенным, что Бог, в отличие от человека, никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо учитывать в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий.
Проклятие от Бога может быть только тогда, когда необходимо справедливо воздать грешнику. Но само возмездие или наказание, в зависимости от обстоятельств, может иметь различные цели.
Восстановить справедливость, наказать в качестве воспитательной меры, побуждающей грешника одуматься, остановиться или же Бог может остановить зарвавшегося злодея, положить предел его бесчинствам и злодеяниям, ниспослав на грешника тяжелейшей болезни или смерти. А иногда оно побуждает к покаянию и послушанию прочих людей. Бывает и так, что оно может быть глобальным и распространяться на целое общество. Да и потом в конце времен, если люди не воспользуются очередным шансом одуматься, проклятие будет низведено на лицо всей земли.
Ну и напоследок. От проклятия можно избавиться. Покаяние и исповедь - это лучшие и самые действенные способы. Преподобный Паисий Афонский на этот счет сказал:
Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедывались и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он — Бог.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев