Ув. Раввин, здравствуйте!
Вопрос о воспитании детей.
Мы светская семья, но в последний год стали больше задумываться о том, как сделать жизнь нашей семьи больше традиционной.
У нас двое маленьких детей. Вопрос, что самое главное в воспитании детей с точки зрения традиции? Что мы должны им передать и чему научить?
Кругликовы Израиль
Вы задаете очень важный вопрос. И он заслуживает гораздо более углубленного и более объемного ответа, чем тот, который можно дать на нашем сайте, в рамках раздела «Спроси у раввина». Ведь воспитание детей, в том числе, и еврейское воспитание — сложный и многогранный процесс.
Кроме того, разговор об этом крайне трудно вести в отрыве от условий жизни и особенностей семьи ребенка и его окружения. К примеру, воспитание в семье с налаженным, привычным еврейским бытом будет очень во многом отличаться от воспитания в семье, которая только встает на путь соблюдения заповедей. Есть и разница и в подходах к обучению мальчиков и девочек...
И все же попытаюсь помочь Вам, наметив, насколько это возможно, главные цели и характеристики еврейского воспитания.
Для начала определю его главную цель, обозначив ее как целенаправленное воздействие на личность ребенка — в стремлении вырастить его достойным, верующим во Всевышнего, соблюдающим традицию религиозным евреем. И — верным сыном (дочерью) своего народа.
Начну с последнего, но чрезвычайно важного направления — с воспитания ощущения принадлежности еврейскому народу.
С ранних лет важно приучать ребенка к мысли, что он, как его семья и близкие им люди (надеемся, что дети растут в еврейской среде) — принадлежат особому народу. Этот народ, евреи, имеет исключительную судьбу и такой же, уникальный образ жизни. У евреев своя вера, свои законы, которые даны Всевышним и изложены в книге Торы.
Вместе с ощущением уникальности и общности судьбы придет и со временем укрепится чувство гордости за свой народ и за ту особую миссию служения, которую Всевышний ему поручил.
Еврейскому ребенку важно привить чувство собственного достоинства. Важно поддерживать и развивать в нем осознание, что у него в жизни — особая цель, что в процессе ее достижения он должен внести собственный, индивидуальный вклад в общую духовную работу.
Ребенку обязательно надо прививать мысль, что мы в этом мире — не одни. Что с нами — Всевышний, который создал мир и поддерживает его существование.
Ребенку, кстати сказать, пока его сознание не засорено идеями грубого материализма — легче поверить в существование невидимой духовной силы.
Образ Всевышнего может быть привит ребенку в виде доброго Правителя, который заботится о своем творении, оберегает свой народ и лично каждого человека, дает пропитание всему живому и мудро управляет миром.
Он же дал законы, за выполнение которых полагается награда, а за нарушение — наказание.
Здесь стоит отметить, что дети не должны расти в страхе, и наказания не должна стать ведущей воспитательной темой. Важнее развить чувство трепета перед Небом.
Другая неотъемлемая часть воспитания — знакомство ребенка с книгами Торы. С помощью родителей он сможет почувствовать ее высочайшую святость. Доступные, на его уровне пересказы текста сделают его знакомство с ней более личным и захватывающим. Если же обучение книгам Торы будет происходить в приятной, интересной атмосфере — это не только укрепит интерес ребенка к ней, но и поспособствует укреплению доверия и созданию более близких и теплых отношений между ним и родителями.
Не менее важная часть воспитания — постепенное приобщение детей к еврейскому образу жизни, ибо практика в нашей традиции не менее важна, чем приобретение знаний.
Этот процесс должен включать в себя ознакомление с правилами повседневной жизни и накопление опыта, желательно — максимально позитивного.
Стоит, например, прилагать усилия к тому, чтобы в субботний день у детей было чувство праздника, а подготовка к нему сопровождалась бы положительными эмоциями, и не воспринималась бы как скучная «обязаловка».
Ребенка учат произносить благословления на еду, проговаривая их вместе с ним. Дают посильную роль в подготовке и участии в праздниках. По достижению определенного возраста родители могут брать детей в синагогу.
Отмечу, что соблюдение традиции требует серьезной самодисциплины и самостоятельности, к которым стоит приучать детей с раннего возраста.
Последнее, что можно отметить в этом контексте — развитие у ребенка важных позитивных качеств. Среди них — правдивость, скромность, трудолюбие, умение сопереживать, а также стремление помогать другим людям. Эти качества — не просто дань требованиям хорошего воспитания, но — обязательная основа, на которой должно строится духовное развитие еврейского ребенка, затем — подростка и взрослого человека.
Напоследок напомню условия, которые могут способствовать или препятствовать достижению успеха на этом пути.
Родительские усилия могут потерпеть крах, если ребенок попадет в неблагоприятную внешнюю среду — например, в «плохую компанию» или под влияние светских средств массовой информации. Поэтому важно, чтобы среда жизни ребенка соответствовала целям родительского воспитания. Это включает в себя, кроме прочего — выбор учебного учреждения, района проживания, организацию семейного жизненного пространства. А также — например, выбор книг, занятий и т.д.
Известно, что главный способ воспитания детей — личный пример родителей. Родители должны стараться не просто соответствовать образу, который они хотят привить своему ребенку. Не менее важно, чтобы они уделяли достаточное время собственному еврейскому самообразованию.
Воспитание должно быть позитивным и построенным не на ограничениях и наказании, но — на поощрении. Родителям следует установить детям границы дозволенного, максимально проявляя при этом — любовь, доброту и заботу о ребенке.
Можно надеяться, что такое воспитание взрастит прекрасные семена, которые принесут радость и родителям и всему еврейскому народу...
Автор текста Михаэль Бергман http://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q8351.htm
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1