Нусах означает «стиль» или «вариант» и относится иногда также к «мин'агу», что означает «обычай» или «ритуал». Когда мы берем в руки сидур, мы находим в нем указания на заглавном листе о нусахе или мин'аге, к которому этот сидур относится, как-то: нусах Сефарад (Испанский вариант), нусах Ашкеназ (Польский вариант), нусах АРИ (вариант ученого святого рабби Ицхака Лурье) и т.д.
Понятно, что основная часть всех молитв одинакова во всех различных сидурим; имеются только известные различия в порядке расположения некоторых молитв, и незначительная разница имеется также в тексте некоторых, дополнительных поэтических гимнах, составленных святыми авторами.
Согласно объяснению Магида из Межирича, имеются не менее 13 различных нусахот или минъагим в молитвах. Каждый нусах представляет одно из колен или является «воротами», а АРИ составил общий нусах — «ворота», через которые каждый еврей может пройти, чтобы предстать перед лицом Б-жьим.
Впервые напечатанный сидур имел заглавие минъаг Роми (римских или итальянских евреев). Он был напечатан в Сончино (Италия) в I486 году. Первый сидур нусах Ашкеназ был напечатан в Праге в 1513 г. (вторая часть — в 1516 г.), а первый сидур нусах Сефарад — в Венеции в 1524 г. В свое время были напечатаны многие сидурим по обычаям Польши, Румынии, Балканских и других стран с различными нусахот. Когда святой рабби Ицхак Лурье (Ари) составил сидур согласно учению каббалы, его начали применять многие общины, и были напечатаны новые серии сидурим нусах АРИ. Печатники не всегда были точны при печатании, а потому опечатки были не редким явлением. Наконец, великий рабби Шнеур-Залман из Ляды, который был знаменит своими познаниями, как в Талмуде, так и в каббале, просмотрел около 60 различных сидурим и разработал свой нусах на основании подлинного нусах АРИ; этот нусах известен теперь как Нусах Хабад.
© https://moshiach.ru/study/enciclopedia/1179_11_3.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев