Что является бо́льшим испытанием для веры: богатство или нищета? Быть хорошим евреем труднее, когда ты богат или беден, когда ты преуспеваешь или нуждаешься? Без сомнений, мы все предпочли бы испытание богатством, не так ли? Но давайте не будем субъективны. Давайте выберем объективный исторический подход.
В XIX веке Наполеон, завоевывая Европу, обещал всем свободу и равные права. Когда он вступил на территорию России, многие еврейские лидеры встали на его сторону в надежде на то, что он, наконец, положит конец царским гонениям и позволит русским евреям получить все гражданские права. Рабби Шнуер-Залман из Ляд, основатель Хабада, придерживался иной точки зрения. Он активно выступал против Наполеона и даже поощрял своих хасидов помогать русской армии сбором разведывательной информации.
Когда другие раввины подвергли критике его слабую заинтересованность в благополучии еврейского народа, он ответил, что возможно, с материальной точки зрения при Наполеоне евреям будет лучше, но его победа неминуемо приведет к духовной катастрофе. История показала, что он был прав. Без "маленького императора" русские евреи остались евреями, в то время как французское еврейство фактически исчезло. Много ли осталось в мире Ротшильдов-евреев? Большинство французских евреев сегодня – это выходцы из северной Африки. Настоящие французские евреи сегодня крайне немногочисленны.
Существует интереснейший Мидраш о встрече Якова и Эсава, описываемой в главе Торы "Вайишлах". В ней сказано: "И побежал Эсав к нему (Якову) навстречу, и обнял его <…> и поцеловал его". На иврите фраза "и поцеловал его" заключена в одном слове ваишакейу. Над этим словом в Торе стоит многоточие. В сборнике мидрашей Ялкут Шимони говорится, что это многоточие указывает на необходимость иного прочтения слова: не "и поцеловал его", а "и укусил его"!
Как можно объяснить этот Мидраш, полностью переворачивающий смысл слова? Поцелуй – это выражение любви, в то время как укус – выражение совершенно противоположного! В книге Сфат Эмет, написанной рабби Йегудой Лейбом Алтером (1847-1905), вторым герским Ребе, сказано: "Поцелуй Эсава - укус для Якова!".
Американский опыт без всяких сомнений подтверждает, что свобода, демократия и равные права, будучи удивительными благословениями для евреев, за которые нужно быть благодарными, также представляют собой большое испытание для нашего еврейского самосознания и образа жизни. В "плавильном котле", которым является Америка, евреи так хорошо интегрировались в общество, что буквально растворились в нем! Успех и состоятельность – это чудесные дары и возможности, но, похоже, мы не очень хорошо проходим это испытание веры.
Французский философ Жан-Поль Сартр утверждал, что антисемитизм полезен евреям. Он помогает евреям оставаться евреями! В то время как никто не хочет страдать от притеснений, и мы категорически противостоим антисемитизму, нужно признать, что Сартр в чем-то прав. Когда антисемитизм "кусается", мы интуитивно знаем, как реагировать на это. Но когда мир готов расцеловать нас, мы не совсем правильно понимаем, что с этим делать. Внешняя же угроза способствует сплочению евреев и пробуждению их национального самосознания.
Дай Б-г, чтобы мы никогда больше не сталкивались с испытаниями гонения и бедности. И пусть мы будем достойными и знающими евреями, успешно справляющимися с испытаниями хорошей жизни.
Перевод Анны Каллер
Р-н Йоси Голдман https://ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1059839/jewish/-.htm
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев