В России испытано сердце «воздушного тяжеловеса». Судьба Ан-124
На этой неделе на авиабазе Уотерклуф Военно-воздушных сил ЮАР был замечен российский военно-транспортный самолёт Ан-124-100 «Руслан». Чуть ранее, по некоторым данным, другой наш борт навещал Тегеран. Учитывая то, что грузоподъёмность этого гиганта составляет 120 тонн, и в него легко помещаются истребители, вертолёты и бронетехника, можно лишь догадываться о том, что именно он перевозил. Впрочем, и без заграничных перелётов «Русланам» в России работы сейчас хватает.
По открытой информации, у Минобороны России в строю не менее 10 таких машин, ещё десяток эксплуатирует гражданский перевозчик компания «Волга-Днепр». Нагрузка на них, в связи с известными событиями, сейчас колоссальная, так что некоторое время назад мы даже стали снимать борта с хранения и восстанавливать их лётную годность. Делается это не от хорошей жизни, просто, как известно, новые «Русланы», которые ранее производились на Украине и у нас в Ульяновске, давно не выпускаются. Одно из последних инженерных чудес СССР, самолёт с выдающимися характеристиками и колоссальным запасом прочности, не смог пережить разрыва кооперационных связей в результате развала страны. Для нас это особенно печально, ведь выпуск ключевого элемента – двигателя Д-18Т осуществлялся на Украине. Впрочем, у нас остался некоторый запас этих моторов и недостроенные с советских времён «Русланы» – именно их мы начали восстанавливать. Машина настолько крепкая, что даже такие восстановленные борта прослужат до 2050 года. Это, безусловно, положительный факт, однако, парадокс в том, что именно он долгое время был стопором нашего дальнейшего развития и вот каким образом.
Ещё полетаем!
Разговоры о необходимости создания нового тяжёлого транспортника или возобновления производства Ан-124 ходили уже давно, но так как у нас нет даже двигателя для него, это предполагало колоссальные затраты. С аналогичной проблемой столкнулись и на Западе – их Boeing C-17 Globemaster III снят с производства в 2015 году из-за финансовых проблем. Впрочем, он имел грузоподъёмность вдвое меньше, чем наш «Руслан».
Близкий по грузоподъёмности к Ан-124 Lockheed C-5 Galaxy не выпускается с 80-ых годов прошлого века. А очень внушительный на вид Airbus Beluga XL, который любят ставить в пример, хоть и производится в наши дни, но на самом деле имеет грузоподъёмность всего 40 тонн.
В общем, не только мы, но и весь мир сейчас испытывает необходимость в новом современном транспортном самолёте с большой грузоподъёмностью, однако сделать его в одиночку никому пока не под силу. В 2014 году мы уже довольно близко подошли к решению о возобновлении выпуска модернизированного Ан-124 совместно с Украиной, но вскоре эти планы рухнули.
В дальнейшем же парадоксальным образом именно наличие в России годных для восстановления машин тормозило разработку нового аналога. Никто не хотел вкладывать миллиарды в разработку, пока под рукой находились десятки ещё годных самолётов. И даже проблему с замещением двигателей Д-18Т мы, судя по всему, смогли решить.
Так весной этого года сообщалось, что на мощностях Уральского завода гражданской авиации налажен ремонт украинских двигателей с импортозамещением его элементов. На тот момент было отремонтировано и поставлено в эксплуатацию уже 49 двигателей. А параллельно идёт работа по запуску в России серийного производства Д-18Т, начало которого намечено на 2027 год. Таким образом существующие Ан-124 ещё послужат нам пару десятилетий. Но последние события убедительно продемонстрировали, что весь объём работы они не вытянут. Вопрос создания нового транспортника встал ребром.
Новый уровень
И «Руслан», и его двигатель Д-18Т хороши всем, но сегодняшний уровень технологий позволяет создать ещё более совершенные изделия. Вопрос разработки нового воздушного тяжеловеса с повестки никто не снимал, и к работе приступили ещё в 2016 году, но начали не с планера, а с самой сложной части – двигателя для него. Причём, такого, который превзойдёт по тяге и самый мощный российский ПС-90А, и украинский Д-18Т. И вот на прошлой неделе сообщили, что опытный образец авиадвигателя — демонстратора технологий ПД-35 успешно завершил первый этап испытаний.
По справедливости, такая новость должна быть в топе всех российских средств массовой информации, потому что она означает, что мы сделали гигантский скачок в развитии одного из самых сложных технологических проектов в мире. ПД-35 в отличие от Д-18Т будет иметь тягу до 35 тонн, и это не какие-то благие пожелания разработчиков, а уже реальность, которую можно «пощупать». Иными словами, мы близки к получению самого мощного турбовентиляторного двигателя за всю историю страны и подошли к этому рубежу за рекордный для мировой практики срок – всего за 8 лет.
Для справки, как правило, на создание подобной продукции уходит не менее 15 лет. Во многом такой оперативности удалось достичь за счёт частичной унификации с двигателем ПД-14, который тоже, к слову сказать, разработан с нуля очень быстро и уже производится серийно. Однако по сравнению с ним ПД-35 – это, конечно, «космический» уровень технологий. Про них много не рассказывают, но известно, что, например, ключевой параметр – вес изделия – заметно снижен за счёт применения композитов, в том числе, в лопатках вентиляторов. Так для чего создаётся этот гигант?
Работа идёт
Для существующих Ан-124 и пассажирских Ил-96-400М он не подойдёт, так как потребуется полное перепроектирование самолётов – проще сделать новые с применением современных технологий, тех же композитов. Известно, что относительно пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта следующего поколения уже ведётся соответствующая научно-исследовательская работа. О создании нового грузового самолёта на замену «Руслану» достоверных сведений нет, но смеем предположить, что успешные испытания демонстратора ПД-35 приблизят их старт. Ведь как уже говорилось, мы начали с самого сложного, а сделать планер под готовый двигатель можно относительно быстро. Так что, самое интересное – впереди, и мы будем сообщать вам о дальнейшем ходе дел.
https://vk.com/video-65614662_456242690