Г. С. Титов и Ю. А. Гагарин во время
торжественной встречи
с сотрудниками Звездного городка
после космического полета
Г. С. Титова в августе 1961 года.
Председатель комиссии пожал руку космонавту-1, пожелал ему успешного полета и благополучного возвращения на родную Землю. Подошел к Юре и я, мы крепко обнялись и, как у нас говорят, «чокнулись» гермошлемами. После прощания со своим другом я направился в тот же автобус, который привез нас на стартовую площадку. В эти прощальные минуты было много объятий, рукопожатий, добрых пожеланий и самых теплых слов. Но чаще других слышались слова: «Все будет хорошо!» Гагарин обнял С. П. Королева, что-то шепнул ему, и оба загадочно улыбнулись. Затем спортивный комиссар В. А. Плаксин, как это предусмотрено кодексом ФАИ, проверил у космонавта удостоверение, чтобы после полета официально зафиксировать все мировые рекорды, которые будут установлены на «Востоке». Вот и последние минуты перед посадкой в космический корабль. Юрий Гагарин выступает с заявлением, которое через несколько часов станет известно всему миру. Были в нем и такие слова: «Первым проложить дорогу человечеству в космос — назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это — ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это — ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому, что я — коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников — советских людей...». Подняв руку, Юрий Гагарин идет к ракете. За ним — озабоченный С. П. Королев, провожавший космонавта до железной лестницы, ведущей к лифтовой площадке. С нее Юрий еще раз попрощался со всеми: — До свидания, Земля, до свидания, друзья! Вместе с одним из ведущих конструкторов он на лифте поднялся к «Востоку». — Ну, как? — спросил Гагарин у своего спутника. — Все в порядке. — Раз так, садимся! — сказал командир корабля и расположился в катапультируемом кресле. Устроившись поудобнее, Гагарин приступил к предстартовой проверке систем и органов управления и контроля корабля. В 7.10 включил и стал проверять связь, переходя с канала на канал. Вскоре мне в автобус передали распоряжение С. П. Королева закончить дежурство. Я сменил космическую одежду на земную и отправился на пункт связи. Тем временем специалисты уже приступили к заключительной операции — установке и проверке герметичности крышки люка, через который Гагарин только что вошел в корабль. Завинтили тридцать гаек, вспоминал ведущий конструктор, облегченно вздохнули, но вдруг по радио раздался требовательный голос С. П. Королева: — Почему не докладываете? Как у вас дела? — Сергей Павлович, тридцать секунд назад закончили установку крышки люка, приступаем к проверке герметичности,— доложили ему. — Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов? — Нет, Сергей Павлович, все нормально. — Вот в том-то и дело, что не нормально! Нет КП-3 (КП — это контакт прижима, сигнализирующий о герметичном закрывании крышки). — Что можно сделать для проверки контакта? — уже мягче спросил Главный,— успеете ли снять и снова установить крышку? — Успеем, Сергей Павлович, только передайте Юрию Алексеевичу, что мы открываем люк. — Все передадим, спокойно делайте дело, не спешите,— сказал С. П. Королев и в 7.58 сообщил Гагарину: — Юрий Алексеевич, у нас так получилось: после закрытия люка вроде один контактик не показал, что он прижался. Поэтому мы, наверное, будем снимать крышку люка и потом ее поставим снова. Как поняли меня? — Понял Вас правильно,— ответил Юрий,— люк открыт, проверяют сигнализаторы. После полета Юра рассказывал, как он был озадачен этой операцией, не предусмотренной никакой программой. Подумал: уж не отменят ли пуск? Но спокойный тон Главного конструктора после повторной установки крышки рассеял все сомнения. 8.25: — Герметичность проверена. Все в норме, в полном порядке... При каждом объявлении очередной «готовности» мы на космодроме по трансляции слышали четкий и лаконичный доклад: «Командно-измерительный комплекс к работе готов». Периодически в динамиках звучали уверенные и по-отечески заботливые слова С. П. Королева, обращенные к Юрию: «После минутной готовности шесть минуток будет, так сказать, всяких дел». Или: «Смотрели сейчас Вас по телевидению — все нормально, вид Ваш порадовал нас: бодрый». И за четыре минуты до старта: «Во время запуска можете мне не отвечать. Ответите, как только у Вас появится возможность, потому что я буду транслировать подробности». С. П. Королев, всегда заботливый и внимательный к космонавтам, к Юре относился даже с нежностью. Особенно это проявилось в тот день на космодроме. «Контактик», «минутки», «во время запуска можете мне не отвечать» — каждое из этих слов дышало заботой и лаской. Вообще Сергей Павлович очень любил и ценил Гагарина, предсказывал ему большое научное будущее: «В Юре сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие. Я думаю, что если он получит надежное образование, то мы услышим его имя среди самых громких имен наших ученых». ...В 9.07 Главный конструктор сообщил Юрию Гагарину: — Дается зажигание... Предварительная ступень... Промежуточная... Главная... Подъем! Вот тут-то мы и услышали знаменитое гагаринское «Поехали!». Корреспондент. Герман Степанович, как проходил полет Ю. А. Гагарина? Где Вы находились в это время? Г. С. Титов. В это время я летел с космодрома в район приземления «Востока». В самолете не отходили от репродуктора. По сообщениям из космоса улавливали подробности и детали, понятные только тем, кто непосредственно готовился к космическому полету. «Давление в отсеке 1,2,— слышится по радио,— в ручной системе 150, в первой автоматической 110, во второй автоматической 115, в баллоне тормозной двигательной установки 320 атмосфер.» В полете Юрий много работал «днем» и «ночью», пролетая над освещенной и теневой сторонами Земли, следил за функционированием аппаратуры, показаниями приборов, вел наблюдения суши и океанов, облачности и звездного неба. Свои впечатления он аккуратно записывал в бортовой журнал, но «невесомость, к которой я быстро привык,— рассказывал Юра после полета,— сыграла со мной злую шутку. После одной из записей... я отпустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине, а потом нырнул куда-то под сиденье. С этого момента я его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон. За исключением этого небольшого происшествия, ничего непредвиденного не произошло. График полета соблюдался точно». Главный конструктор был удовлетворен результатами работы Юрия на орбите: «Гагарин порадовал нас тем, что за 108 минут сумел очень многое увидеть, обогатить науку ценной информацией и обобщениями». ...В 10.24 «Кедр» (позывной Ю. А. Гагарина) доложил: — Самочувствие отличное. Все системы работают хорошо. Давление в кабине единица. Влажность 65. Температура 20 градусов... Продолжаю полет. Корреспондент. Герман Степанович, а как происходили снижение и посадка? Г. С. Титов. В расчетное время оптические датчики, настроенные на яркость Солнца, подали команду на включение микрореактивных двигателей. — Включилась солнечная ориентация! — послышалось в динамике. Мы, довольные, переглянулись: первая и очень важная операция посадочного цикла выполнена! Думаю, что читателям понятны мои переживания за своего друга: ведь в космосе он был первым. Но все происходило, как говорится, штатно: по плану включилась тормозная установка. Этот ответственный момент был зафиксирован телеметрией в 10.25 по московскому времени плавучим измерительным пунктом, несшим вахту в Южной Атлантике. Отработав свое время, выключилась тормозная установка, от приборного отсека отошла спускаемая герметическая кабина с космонавтом и устремилась к нашей планете. Когда аппарат с огромной скоростью врезался в плотные слои атмосферы, Юра испытал сильные перегрузки. Теперь в режиме управляемого спуска «Союзов» они — трех-четырехкратные, а тогда были вдвое больше. Внизу — родные просторы и разлившаяся от весеннего паводка Волга. К ней Юру стал сносить неожиданно поднявшийся ветер. Но опытный парашютист, он умело управлял снижением и благополучно опустился на сушу. Корреспондент. Герман Степанович, а что могло произойти, если бы Гагарин угодил в реку? Г. С. Титов. Ничего страшного. Нас готовили и к такому варианту посадки. На приводнение были рассчитаны скафандр и аварийный запас, средства поиска и эвакуации. Но самому Юрию вряд ли доставило бы удовольствие купание в ледяной воде... Корреспондент. Как Вы встретились с Ю. А. Гагариным после его полета? Г. С. Титов. Наш самолет приземлился, когда Гагарина уже приветствовали встречавшие. Мне хотелось поскорее его обнять, но Юра был в плотном кольце обступивших его людей, среди которых уже находились С. П. Королев, конструкторы и ученые, журналисты. Подойти к Гагарину не было почти никакой возможности, и все же я стал протискиваться сквозь толпу. На меня зашикали, стали бросать строгие взгляды, но я продвигался. Юра, заметив меня, бросился навстречу. Мы крепко обнялись... — Доволен? — спросил я.
Нет комментариев