Годы жизни: 02 июля 1839 - 30 сентября 1915
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
1. Студент Академии художеств и участник «бунта четырнадцати»
2. Член Артели художников
3. Передвижник и «придворный живописец»
4. «Вдохновенный певец эпохи»
5. «Нежность к нему приобретала оттенок поклонения»: личная жизнь
6. «Художник, начинавший когда-то так блистательно»: последние годы
Константин Маковский был одним из самых популярных российских художников в конце XIX века. Портреты у него заказывали члены императорской семьи и петербургские дворяне. Картины Маковского участвовали в выставках Товарищества передвижников, Петербургского общества художников, а самого живописца в прессе называли «вдохновенным певцом эпохи».
Константин Маковский родился 2 июля 1839 года в Москве. Его отец Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, членом Московского художественного общества, коллекционером живописи. Константин Маковский писал о нем: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Мать будущего портретиста, певица Любовь Молленгауэр преподавала в Московской консерватории.
В семье, кроме Константина Маковского, было еще четверо детей. Все они с раннего возраста учились рисовать под руководством отца. В доме Маковских часто бывали известные художники того времени: Карл Брюллов, Василий Тропинин, Сергей Зарянко. Первыми художественными работами Константина Маковского стали копии гравюр. Любовь Молленгауэр занималась с детьми музыкой. Будущий художник умел играть на фортепиано и петь.
Когда Константину Маковскому было 12 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился у Михаила Скотти, Сергея Зарянко и Аполлона Мокрицкого.
В 1858 году Маковский окончил училище и поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. С первых лет учебы он участвовал в выставках с картинами на исторические темы:
К 1863 году Маковский вошел в список лучших студентов Академии художеств. Среди них ежегодно устраивали конкурс на большую золотую медаль. Выпускнику Академии, который получал эту награду, государство назначало денежное пособие и в течение шести лет оплачивало жизнь и работу в Италии.
В 1863 году правила участия в конкурсе изменились. Организаторы объединили студентов жанрового и исторического классов и запретили им самостоятельно выбрать тему работы. В список лучших учащихся, помимо Маковского, вошли еще 13 человек, в том числе Иван Крамской, Фирс Журавлев и Александр Литовченко. 8 октября 1863 года они подали заявление в Совет Академии с просьбой изменить условия конкурса. Обращение осталось без ответа. Тогда студенты написали коллективное письмо вице-президенту Академии художеств Григорию Гагарину и лично посетили нескольких членов Совета. Однако те отказались менять условия состязания. 21 ноября 1863 года, в день объявления темы конкурса, тринадцать студентов класса живописи и один ученик класса скульптуры покинули Академию художеств. В их числе был и Константин Маковский. В прессе этот случай назвали «бунтом четырнадцати». Он стал первым открытым выступлением против академического направления в живописи.
Вместе с другими участниками «бунта четырнадцати» Маковский в 1863 году вступил в Артель художников. Эта организация стала первым в России независимым объединением живописцев. Илья Репин вспоминал: «Артель художников — нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом». Ее возглавил Иван Крамской.
Он хотел создать трудовую коммуну художников вроде той, что была описана в романе Николая Чернышевского «Что делать?». Члены Артели художников сняли квартиру, в которой совместно проживали, сдавали в нее деньги — 10% от каждой лично выполненной работы, 25% — от созданной совместно с другими членами организации.
В 1860-х Маковский писал сцены из жизни петербургских горожан. К его работам в этом жанре относятся «Вдовушка», «Селедочница» и «Маленькие шарманщики». В этих картинах Маковского критики отмечали влияние Василия Тропинина: темную цветовую гамму, подчеркнуто красивые черты лиц.
Писал Маковский и портреты. В 1868 году он изобразил своего брата Владимира Маковского. Художник часто получал заказы от представителей петербургской знати и быстро стал популярным. Он зарабатывал так много, что смог снять мастерскую недалеко от Дворцовой площади, а вскоре вышел из Артели художников.
В 1869 году Маковский создал полотно «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Критик Владимир Стасов писал о ней: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт <…>, и оборванные мальчишки; <…> купчихи и балаганные актеры в плохих трико, <…> чиновники, любующиеся на паяцев <…> мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков». За эту картину Маковский получил звание профессора Академии художеств.
В 1870 году вместе с другими членами «бунта четырнадцати» Константин Маковский вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Среди целей этой организации были «облегчение для художников сбыта их произведений» и «развитие любви к искусству в обществе».
Маковский помогал разработать устав передвижников, с 1870-х и до конца жизни регулярно участвовал в их выставках.
В это же время Маковский вместе с композитором Сергеем Танеевым издавал рукописный юмористический журнал «Захолустье». Авторы называли его «бесплатным, без определенного выпуска номеров и без зазрения совести» изданием. Под псевдонимом Немврод Плодовитое художник публиковал там карикатуры.
В 1870-х Маковский много путешествовал по России. После поездки в Тамбовскую губернию он написал картину «Дети, бегущие от грозы». В одной из деревень он встретил девочку, внешность которой показалась ему интересной. Художник попросил ее позировать для полотна. Девочка согласилась, но в нужный день не пришла. Маковскому рассказали, что накануне она пошла в лес с младшим братом, попала под сильный ливень, промокла и заболела. Художник рисовал ее по памяти.
Ездил Маковский и за границу. Под впечатлением от путешествия в Египет он создал картины «Перенесение священного ковра в Каире», «Болгарские мученицы», «Дервиши в Каире». Полотно «Болгарские мученицы» на одной из выставок в Санкт-Петербурге увидел император Александр II. Он впечатлился работой до слез. Однако основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа вспоминал: «Увидав ее в Академии, я скорее был разочарован этой, на мой вкус, слишком пестрой в красках картиной. Еще не побывав на выставке, слушая разговоры старших, я готовился увидеть нечто чудовищно страшное <…>, а тут как раз самых зверств я и не приметил». Картину «Перенесение священного ковра в Каире» Александр II в 1876 году купил за 10 тысяч рублей (в среднем, ежемесячная зарплата в Российской империи в 1870 году была примерно 25 рублей).
В 1877 году началась русско-турецкая война. Несколько месяцев Маковский провел на Балканах, где наблюдал за боевыми действиями. Там же находился художник Василий Верещагин, который делал зарисовки сражений. Маковский же больше интересовался бытом местных жителей, историей Балкан.
В 1879 году картину Маковского «Русалки» представили на 7-ой Передвижной выставке. Там ее увидел и приобрел для Эрмитажа Александр II. Вскоре император заказал художнику свой портрет. Маковский закончил его в 1881 году. Это был третий из созданных им портретов императора: предыдущие два он написал в 1860-х годах, для русского посольства в Лондоне и для Московской канцелярии.
В 1880-х Маковского стали называть «придворным живописцем». Портреты у него заказывали представители самых знатных дворянских родов — Строгановы, Юсуповы, Волконские. Художник вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
В 1880-х Маковский увлекся историей и коллекционированием. Он собирал старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта. Часть из них живописец использовал в качестве реквизита для картин «Маленький антиквар» и «В мастерской художника». На обоих полотнах он написал и своего сына Сергея.
«Коллекционерство было всю жизнь его [Маковского — Прим. ред] страстью, безостановочно покупал он «красивую старину» со вкусом знатока, но без особого разбора — и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто «понравилось» своим изяществом, своеобразием или вычурой и что можно было куда-нибудь пристроить в жилых комнатах или в мастерских»
Героев своих картин Маковский часто наряжал в старинные одежды. Иногда, прежде чем приступить к написанию картины, устраивал у себя в квартире театральные костюмированные представления. Не всем его заказчикам это нравилось. Художница и меценат Мария Тенишева писала: «Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт. Хотя я этой фантазии не разделяла, но пришлось сдаться, потому, что с некоторыми художниками невозможно говорить резонно: они непогрешимы, не терпят здравой критики».
В 1880-х годах Маковский часто устраивал персональные выставки. Основной темой работ этого времени стали эпизоды из истории России. Художник изображал бояр XV—XVII веков, намеренно переодевал своих заказчиков в старинные костюмы. К этому периоду относятся картины «Боярыня у окна», «Боярышня», «Боярский свадебный пир». Последнее полотно хотел купить для своей галереи коллекционер Павел Третьяков. Однако Маковский попросил за него 20 тысяч рублей. Третьяков решил, что это слишком дорого, и отказался.
В итоге художник продал «Боярский свадебный пир» американскому коллекционеру, который заплатил за картину в три раза больше. В 1880-х и 1890-х Маковский несколько раз бывал в США. Там его картины хорошо продавались. Издатель Алексей Суворин вспоминал: «За портрет ему заплатили 3000 долларов, угощали обедом. Верещагин, по его словам, не имел там успеха и продавал дешево. Айвазовский — тоже ничего не продал, остались картины на комиссию».
Увлечение русской историей отразилось и в других картинах Маковского: «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Смерть Ивана Грозного» и «Поцелуйный обряд». Критики отмечали в этих работах точность цветопередачи, внимание к деталям. Маковского называли «певцом эпохи». Он прописывал даже мелкие детали на своих полотнах, элементы одежды и декора. На Всемирной выставке в 1889 году живописец получил золотую медаль за свои работы, а вскоре ему вручили кавалерский крест ордена Почетного Легиона — одну из главных наград Франции за особые заслуги.
«Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десятками учебников».
Журнал «Нива», 1911 год, №2 https://www.culture.ru/persons/8243/konstantin-makovskii
https://www.facebook.com/share/17pE5K1QTH/?mibextid=oFDknk
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев