А отдельным от тюрков народом монголов сделали на бумаге в 17-19 веке европейские и славянские историки по принципу: Разделяй и властвуй, - чтобы им было легче расколоть тюрков и завоевать их обширные земли.
Но по генотипу все западные монголы, к которым относятся также калмыки и буряты Прибайкалья, поразительно схожи с людьми многих родов у казахов, узбеков, киргизов, алтайцев и ногайцев.
А исконно национальные обычаи, традиции, технологии старинной и средневековой промышленности и сельского хозяйства, одежды, обуви, и элементы искусства и культуры, а также имена у тех и этих народов практически одинаковы, как и древняя вера в Спасителя мира от зла, которого звали Тенгри.
"Монголы вышли из тюрков, у Рашид-ад-дина об этом написано по всему тексту.
***
Рашид-ад-дин. Сборник летописей. История Монголов, 1310 год
(Рашид-ад-дин — летописец Газан-хана и его преемника Ольджейту-хана, правнуков Чингис-хана)
Перевод И.Н. Березина, 1858 год, из 1-го тома "Урянхай. Тыва дептер".
ВВЕДЕНИЕ
Описание пределов некоторых обиталищ племен ТЮРКСКИХ* и подробное различение имен и прозваний каждой ветви, сколько то известно.
...Таковы племена, которых издревле доныне называли и называют ТЮРКАМИ*.
Колена и ветви их обитали в степях, горах и лесах страны Дешти-Кыпчак, Русь, Черкес, Келар, Башкурт, Талас, Сайрам, Ибир, Сибир, Пула, реки Ангоры; в пределах страны, известной под именем Туркестана и Уйгуристана; на степях и реках, которые принадлежат племенам Найманов, каковы Кук-Иртыш, река Иртыш и Кара-Курум; на горах большого Алтая, на реке Оргон, в стране Кыргызов, Кем-Кемджиютов; во множестве местных летних и зимних кочевьев, известных под именем Монголии и принадлежащих племени Кераит, каковы Онон, Келурэн, Талан-Балджиюш, Бурхап Халдун, Коке-нор, Боир-нор, Кулукат, Кюин, Аргуна, Халаир, Селенга, Баргуджин-Тукум, Халахын алат и Онгу, примыкающий к стене Китайской: да и ныне они обитают в означенном положении.
Они, ТЮРКИ, рассеялись по всем областям Китая, Индии, Кашмира, Иранской земли, Малой Азии, Сирии и Египта, с силою и величием, преобладанием и самовластием, и подчинили себе большую часть стран обитаемого мира.
От этих ТЮРКСКИХ племен с течением времени произошло много ветвей, во всякое время от каждой ветви являлись другие ветви; каждая получила имя и прозвание по какой-нибудь причине или случаю:
Угузцы, которых ныне всех называют Туркменами и которые разветвились на Кыпчаков, Калачей, Карлуков и другие принадлежащие к ним отрасли; племена, ныне известные под именем Монголов, каковы Джалаиры, Татары, Ойраты, Мергиты и другие; некоторые иные племана монголоподобные и имевшие каждое государя, каковы Кераиты, Найманы, Онгуты и подобные им; племена, которые издревле доныне были известны под этим именем (Монголов): Хонкираты, Хорласы, Икирасы, Элджигэны, Урянхиты, Келенгуты и другие, все называемые Монгол Дурлюгун; племена Нирун, кои суть настоящие Mонголы, как иметь быть изложено и изъяснено подробно.
Хотя характерные черты, вид и говор их, ТЮРКОВ, близки один к другому и похожи, однако, по мере разнородности температуры и свойств воды и воздуха каждой страны проявилось небольшое различие и чертах, наружном образе и виде каждого из этих племен.
Хотя никто не определил в порядке до самого конца большую часть того разветвления, хотя не существует родословий и верного определения имен относительно их, собственно потому, что прошло много времени тем обстоятельствам, однако, сообразно тому, что рассказчики и повествователи из почтенных людей каждого племени рассказывали и разъясняли и что найдется в некоторых книгах их, ветви родов ТЮРКСКИХ, сколько они известны в настоящую эпоху и имеют отношение друг к другу, будут, для лучшего уразумения, подробно описаны в постепенном развитии на пути исполнения обещанного.
…
ГЛАВА ВТОРАЯ
Описание ТЮРКСКИХ племен, которых ныне называют Монголами, но в древнее время каждое племя из них означалось отдельно каким-нибудь словом и именем и каждое имело отдельно какого-нибудь начальника и вождя. От каждого отделились ветви и племена, каковы племена Джалаир, Ойрат, Татар и другие, как в этой главе будет приведено подробно.
Юрты и жилища их были в определенных местах; наружность и слово их похожи на тип и слово Монголов, поелику во время оно МОНГОЛЬСКАЯ ветвь была племя из ТЮРКСКИХ племен, а ныне, по причине процветания, величия и могущества их (Монголов), это имя усвоено всем другим племенам.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Описание племен из ТЮРКОВ, у которых также был у каждого в отдельности государь и предводитель, но у которых не было излишнего отношения родства и отношения по сближению эпохи с племенами ТЮРКСКИМИ, упомянутыми в предыдущей главе, и племенами МОНГОЛЬСКИМИ, хотя по типу и ЯЗЫКУ они БЛИЗКИ С НИМИ. У каждого из этих племен был государь и глава, определенный юрт и жилище, и каждое разделилось на несколько племен и ветвей.
...Более этих племен ныне в почете другие ТЮРКИ, которые упомянуты, и ТЮРКИ-МОНГОЛЫ, а причина этому та, что род Чингиз-хана, который состоит государями Монголов, низложил и покорил их, силою Всевышнего Творца, но, впрочем, в древние дни эти племена были почтеннее и выше других родов ТЮРКСКИХ. Они имели почтенных государей. Рассказ о каждом из этих племен отдельно имеет быть написан по такому способу.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Описание племен ТЮРКОВ, которых прозвание в древнее время было МОНГОЛ и от которых явилось множество племен, как имеет быть изложено.
Четвертой главы первый отдел
Описание племен ТЮРКСКО-МОНГОЛЬСКИХ, которых называют Дорлигин и которыя суть колена и племена, рожденные от рода Нукуза и Кыяна, вышедших из Эргэнэхона, и бывшие прежде времени Дубун-Баяна и Алун-Гоа.
По причине, изложенной во введении к этой благословенной книге, МОНГОЛЬСКИЯ племена были род из племен ТЮРКСКИХ; тип и говор их подобны один другому и близки. Все те племена суть из рода Яфеса \ сына Нуха-пророка — мир ему! — его называли Абулджа-хан, и он был предок всех вообще племен ТЮРКСКИХ.
Однако так как прошли отдаленная эпоха и долгое время и миновало много дней по причине множества событий, а у ТЮРОК не было ни книг, ни письма; то они не могли сохранить истории четырех-пяти тысяч лет, не имеют достоверной древней истории, разве кроме некоторых преданий, которые суть ближе к настоящему времени, дошли до них путем последовательности, и они объяснили те предметы детям.
У этого племени юрт и места соединялись вместе, и было определено, откуда докуда был юрт каждого. Все юрты их суть от пределов страны Уйгур до пределов Китая и Джурджэ, в стране, которую ныне называют Монголией. Описание тех мест, имена и объяснение их было прежде.
То племя, которое издревле называли МОНГОЛАМИ, почти за 2000 лет ранее пришло во вражду и оппозицию с ДРУГИМИ ТЮРКСКИМИ племенами, и есть рассказ от почтенных словонадежных о конечной распре и войне, что другие племена победили Монголов и так их избили, что не осталось от них, кроме двух мужчин и двух женщин.
Те два семейства из страха врага, убежали и пошли к трудному месту, вокруг которого были горы и лес, и со всех сторон не было другой дороги, кроме одной узкой и дурной, по которой можно было дойти туда с чрезвычайною трудностью и трудом. Среди тех гор было поле, наполненное злаками: имя того места было Эргэнэхон (Хон — значит горный пояс, а Эргэнэ — барьер), т. е. крутой хребет; а имя тех двух людей было Нукуз и Кыянs.
Они и потомки их остались там годы и посредством соединения и довольства размножились: каждая ветвь их стала определена и известна под каким-нибудь именем и прозванием и стала родом. Умак [омак - тув.] есть то, что происходит от определенной кости и колена. Те умаки вторично разветвились.
Ныне у монгольских племен так утверждено, что те, которые явились от этих ветвей, имеют более один к другому отношения родства и они суть Монголы Дорлигины. Слово Монгол — первобытно было Мунг-ул, т. е. угнетенный и тупой.
...Хотя Чингиз-хан, отец его и братья, по упомянутому значению, суть из племени Кыиот, однако детям Есукэй-бахадура, который был отец Чингиз-хана, стало прозвание Кыиот-Борджигин: они суть и Кыиоты и Борджигины. Борджигин в ТЮРКСКОМ языке есть человек, имеющий серые глаза, и цвет их склоняется к желтому. Они были весьма храбрые, чрезвычайно отважные и молодцы, так что о мужестве их составили пословицу...
Сборник летописей. История монголов, соч. Рашид-Эддина. Перевод с персидского И.Н. Березина, Труды Вост. отд. И.А.О., часть пятая, СПб., 1858
***
* в переводе И.Н. Березина — Турки, Турецкие, т.к. в историографии царской России было принято писать "Турки" вместо "Тюрки", "турецкие" вместо "тюркские".
К тюркам Рашид-ад-дин отнес и тангутов (с. 28). Тюркский ученый Махмуд Кашгари еще за два века до Рашид-ад-дина в своей книге "Сборник тюркских наречий" писал, что тангуты тюркское племя, приводил образцы их тюркской речи, и упомянул, что лишь "часть тангутов являются пришлыми для тюркских земель".
Также стоит отметить, что труд Рашид-ад-дина является коллективным, он писался в т.ч. при активном участии самого Газан-Хаана и под редакцией Чингизидов, потомков Чингис-Хаана".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев