Литургия верных
Третья часть Божественной Литургии так названа потому, что главное ее предназначение – подготовка и совершение Таинства Евхаристии (Причастия), к которому допускаются только «верные», то есть крещеные.
На Литургии верных после двух коротких ектений (прошений) поется Херувимская песнь, которая призывает нас оставить всё житейское и подобно херувимам восславить Животворящую Троицу.
Перед этим открываются Царские врата, символизирующие вход в Царство Небесное, и совершается каждение. Священнослужитель в алтаре тайно (то есть неслышно для прихожан) молится, чтобы Бог очистил его сердце и удостоил совершить Таинство. Он воздевает вверх руки и трижды произносит Херувимскую песню. Священник и диакон выходят из алтаря через боковые двери на амвон (возвышение перед Царскими вратами) и поворачиваются лицом к молящимся в храме. Звучит молитва о Патриархе, епископах, о всех православных христианах.
Затем совершается великий вход в алтарь через Царские Врата. Святые Дары, перенесенные с жертвенника на алтарный Престол, покрываются воздухом (так называется украшенный четырехугольный церковный плат), Царские Врата закрываются, задергивается завеса. Это знаменует закрытие Рая до искупительной жертвы Спасителя. Снова совершается просительная ектения, батюшка благословляет верующих со словами: “Мир всем”. Все молящиеся склоняют головы. Звучит возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», подхваченный хором: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Затем все присутствующие в храме поют краткое исповедание нашей веры – Символ веры, который надо знать наизусть.
После слов «Станем добре, станем со страхом, вонмем (то есть будем внимать), святое возношение в мире приносити» наступает черед Святого Возношения. Возглас священнослужителя призывает причастников благоговейно осознать, к какому непостижимому Таинству они прикоснутся. Батюшка благословляет молящихся и призывает их устремить сердца к Богу. Затем все верующие благодарят Всевышнего за дарованные милости, кланяются.
Священнослужитель читает евхаристическую молитву, прославляющую Бога, в которой звучит глубокая благодарность Господу за сотворение и искупление человека, за все милости, за принятие бескровной Жертвы. Священник восклицает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Эти слова взяты из откровений ветхозаветного пророка Иезекииля и апостола Иоанна Богослова, которые свидетельствовали о видении Божьего Престола, окруженного ангелами.
Вспоминая Тайную Вечерю, на которой Спаситель установил Таинство Причащения, священник вспоминает слова, сказанные Христом, и Его наставление совершать Причащение во оставление грехов. В тайной молитве священнослужитель прославляет Спасителя, Его Воскресение, Вознесение и второе пришествие во славе. Священник просит Бога ниспослать Святой Дух на предстоящих в церкви людей и на Предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем священник трижды читает тропарь: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа...», диакон произносит стихи 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…» и «Не отвержи мене от лица Твоего….». Батюшка благословляет лежащий на дискосе святой Агнец и произносит: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего».После этого благословляется вино в потире( святой чаше) : «А еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего». Благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым». Так они становятся истинными Телом и Кровью Спасителя.
Затем священнослужитель просит в тайной молитве Бога, чтобы Он укрепил причастников во всяком добре, простил грехи, чтобы они приобщились Святого Духа, чтобы Господь позволил им обращаться к Себе с нуждами и не осудил за недостойное причащение. Священник вспоминает святых и Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию. Звучит молитва об усопших и живых, поминается Святейший Патриарх, и правящий владыка. Священник благословляет всех молящихся в храме. После молитвенного прошения (ектении) всем храмом поётся «Отче наш».
Со словами «Мир всем» священник еще раз благословляет прихожан, склонивших головы. При возгласе «Вонмем» завеса Царских Врат задергивается, символизируя камень, приваленный к пещере с Гробом Господним. Священник поднимая Святые Дары, восклицает «Святая — святым», уповая, что они могут быть даны только достойным, очистившим себя постом, покаянием и молитвой. Верующие, сознавая свое несовершенство, отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца».
Первыми причащаются священнослужители в алтаре, затем открываются Царские врата, на амвон диакон выносит Святую Чашу и произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Батюшка читает молитву перед Святым Причащением, которую про себя повторяют причастники. Они подходят к Чаше, сложив крестообразно руки на груди, правая поверх левой, называют священнику свое христианское имя. Перед Чашей не крестятся, после причащения целуют нижний край чаши и отходят к столику, где получают частицу просфоры и запивают церковным вином, разбавленным горячей водой.
Затем священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы, вынутые из просфор с молитвой о том, чтобы Спаситель Своей Кровью омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Батюшка благословляет молящихся Святой Чашей, верующие кланяются. Звучит короткая ектения с благодарностью Господу за Причащение. Возглас священника «С миром изыдем» свидетельствует о скором завершении Литургии. Читается заамвонная молитва с просьбой к Господу о благословении. Священник с крестом в руке благословляет молящихся и произносит отпуст – заключительную молитву. Затем все подходят приложиться к кресту, свидетельствуя о верности Спасителю, в воспоминание крестной жертвы Которого была совершена Божественная Литургия.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев