Вечернее богослужение в субботу открывает недельный круг церковных служб в храме и фактически является молитвенным преддверием Воскресной Литургии.
Свое название – всенощная – эта субботняя служба получила в воспоминание богослужения ранних христиан, продолжавшегося всю ночь, до самого рассвета. Сегодня всенощная значительно короче, в пределах 1,5-2 часов. Это богослужение представляет собой последовательность нескольких служб: вечерни, утрени и 1-го часа, и начинается обычно в 17-18 часов вечера. Совокупность служб всенощной – это молитвенное отражение духовной истории человечества, от создания мира до Спасителя.
Вечерня.
Начинается славословием Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, прославляет Творца всего сущего. Поется 103 псалом, батюшка обходит храм с кадилом. Царские врата открыты в ознаменование единства Бога и человека, Царства Небесного и земного. После завершения каждения врата закрываются в знак закрытия Рая для человека после совершения первородного греха. После этого поются покаянные песнопения, а затем воскресные либо праздничные. Молитвенно славится Пресвятая Богородица, ставшая для нас «лестницей» в Царство Небесное, через рождение Спасителя, поборовшего тлен смерти и снова открывшего для человека Рай.
Царские врата вновь открываются, к молящимся выходит священнослужитель под песнопение, прославляющее Сына Божия – Иисуса Христа. По большим церковным праздникам читаются паремии – отрывки из Священного Писания, предрекающие празднуемое событие. Также в дни великих церковных праздников служится лития, когда священник выходит на середину храма и молится о верующих, а затем благословляет пять хлебов, елей, вино и пшеницу, в воспоминание евангельского свидетельства о насыщении Спасителем 5 тысяч человек пятью хлебами.
Завершается вечерня чтением молитвы Симеона Богоприимца, произнесенной им при Сретении (встрече) Богомладенца, и молитвой, обращенной к Пречистой: «Богородице, Дево, радуйся...».
Утреня.
Эта служба, которая начинается словами ангельского возвещения о Рождестве Христа, посвящена жизни Спасителя. В храме гасится свет, тушатся свечи, все встают – так начинается Шестопсалмие, во время которого читаются шесть псалмов о бедствиях человека и ожидании милосердия и помощи. Господа После этого читаются ектения (молитвенные прошения) и кафизма из Псалтири.
После каждения храма наступает кульминация утрени – читается Евангелие и совершается полиелей. Так называется особый чин, когда батюшка во время чтения канона, посвященного празднику или святому, крестообразно помазывает лбы прихожан елеем (освященным маслом). Завершается служба великим славословием Господа.
Утреня подошла к концу, наступает черед 1 часа, когда верующие испрашивают благословение Бога на новый день. Читаются псалмы 5, 89, 100, молитвы Божией Матери, тропари праздника и заключительные молитвы. Так завершается молитвенное приготовление верующих к главному – воскресному – дню недельного богослужебного круга, когда совершается Божественная Литургия.
Мои дорогие, напишите, пожалуйста, в комментариях, насколько этот пост был вам понятен и интересен.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев