Несколько поколений наших земляков проходили военную службу на флотах нашей страны и в настоящее время продолжают защищать морские рубежи. Истории их службы, как и все морские рассказы, всегда захватывающие и необыкновенно познавательные. Интересной получилась встреча нашего корреспондента с Александром Филаретовичем Труневым, служившим на флоте в 1968–1971 годах. Его не потерявшие малейших подробностей воспоминания о годах службы, как будто это было вчера, морская терминология, упоминаемые географические объекты, где пришлось побывать, все это воссоздает живую картину нелегкой, но жизненно необходимой стране военной службы на флоте.
Родился Александр Филаретович Трунев в Хоринске, в семье участника Великой Отечественной войны Филарета Евграфовича и Анны Михайловны. В школьные годы активно занимался спортом, играл в футбол и хоккей под руководством ставшего позднее известным в республике тренера А. Д. Жамьяндабаева. В то время постоянно проводились соревнования, и ребята для участия в них выезжали в Улан-Удэ, а однажды, выиграв первенство республики по хоккею, съездили на соревнования ДСО «Урожай» в г. Красноярск. Классным руководителем и директором школы был П. М. Борголов. В 1968 году Александр окончил школу и осенью этого же года, в ноябре, был призван на срочную военную службу. Занятия спортом закалили Александра, и он попал в особую отдельную приписную команду.
«На республиканском призывном пункте нас выбрали представители ВМФ, — рассказывает Александр Филаретович. — В двадцатых числах ноября на поезде прибыли во Владивосток, в нашей команде был и Валерий Иванов из Хасурты. Приехали в экипаж, прошли еще раз теперь уже войсковую медкомиссию, и после этого отправили нас на остров Русский. В то время остров был центром подготовки кадров срочной службы для флотов Советского Союза. После бани выдали форму и весь «аттестат», в который входили: шинель, шапка, бушлат, парадная форма одежды, рабочая, тельняшка, бескозырка, берет, хромовые и кирзовые ботинки, форменный воротник — гюйс. С Валерием мы проходили подготовку в одном взводе и спали рядом на двухъярусной кровати, он на нижней койке, я на верхней. В школе готовили специалистов радиолокационных станций. В апреле 1969 года меня досрочно направили на артиллерийский крейсер «Александр Суворов». Крейсер проходил расконсервацию, стоял в заводе, одновременно шло формирование и пополнение экипажа недостающими специалистами, при этом основной экипаж уже был, общая численность личного состава 1500 человек. Меня определили на станцию дальнего надводного обнаружения, которая входила в состав боевой части «РТС» (радиотехническая служба). Крейсер в длину был 210 метров, шириной 25 метров, высота до клотика (самая верхняя часть грот-мачты), где и размещалась моя антенна, 53 метра. Вооружен корабль двумя носовыми и двумя кормовыми башнями главного калибра 310 мм, по каждому борту, на шкафуте, зенитные спаренные установки калибра 152 мм., на средней части корабля по 3 спаренных установки зенитных автоматов калибром 45 мм. Командир корабля капитан второго ранга — Авенир Александрович Чумичев, командир боевой части «РТС» — капитан третьего ранга Шифман, непосредственно мой командир — старший лейтенант Михайлов, все было под руководством офицерского состава. В начале июня из бухты Золотой Рог корабль вышел на ходовые испытания, при этом отрабатывали взаимодействие между боевыми час-тями, проверялась работа механизмов, проводились занятия по борьбе за живучесть крейсера, выполнили многодневный маневр по размагничиванию. После этого в течение трех дней приняли боеприпасы с базы оружия, все перенесли на своих плечах.
Крейсер получил готовность к несению службы, и сразу же поступила команда выйти в Японское море. И тут мы получили «крещение», по морской традиции состоялось наше посвящение в моряки. Была штормовая погода, старослужащие сняли плафон со светильника в кубрике, наполняли его до краев забортной водой, и каждый, кто до этого не ходил в море, выпивал полностью эту горькую морскую воду. На корабле была заведена еще одна традиция: каждый раз при прохождении Цусимского пролива между Кореей и Японией торжественно в присутствии всей команды с воинскими почестями опускали на морские волны венок в память героической и легендарной гибели крейсера «Варяг». В Японском море мы проводили учебные артиллерийские стрельбы, отражение воздушного нападения в дневное и ночное время.
Корабль — это целый организм, на котором должно быть все, начиная от иголки и заканчивая вооружением и пищей, и каждый на нем имеет свои обязанности, у каждого своя специ-фика. От киля до клотика каждый должен был знать, где какая находится команда, где что размещено, какие отсеки, кто несет службу, это знание обеспечивало мгновенное взаимодействие друг с другом. Нас специально отправляли по кораблю и затем выслушивали наши доклады, при выполнении любого приказа все должны были знать, где и что находится.
Отдыхали в кубриках, на подвесных койках, третий ярус — рундуки, где хранились личные вещи. На корабле были клуб, киноустановка, библиотека. Каждую субботу на корабле была большая приборка, весь корабль мыли с мылом, еженедельно — баня, одежду стирали сами. Питание организовано в каждом кубрике, поочередно ходили на камбуз и брали еду. За раздвижным столом на баночках (скамейках) размещались по пять человек с каждой стороны. Меню каждый день разное, кормили хорошо — первое, второе, третье блюдо, закуски, чай с сахаром, каша, компот, мясо, рыба, соления, овощи, в конце дня, в 21.00 час, вечерний чай.
В 1968 году мы были первыми, кого призвали на три года, а до этого на флоте служили четыре года. Взаимоотношения между матросами были товарищеские, дедовщины даже близко не было, призванные раньше были на старших должностях и, соответственно, отношения были по подчиненности.
Первый длительный поход был на Камчатку, он запомнился еще и тем, что у нас на борту, а наш корабль был флагманский, находился Главнокомандующий ВМФ, адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков.
В 1970 году началась подготовка к учениям «Океан», посвященным 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, самым масштабным в мировой военно-морской истории. Весь флот рассредоточили по всему Тихому океану, от Баренцова моря до Филиппин, вся акватория океана находилась в зоне учений. В апреле наш крейсер вышел в точку сосредоточения около Филиппинских островов в Филиппинском море, в течение месяца мы выполняли здесь учебные задачи. Над нами пролетали самолеты дальней авиации с баз Черноморского флота. После завершения учений был проведен их анализ и разбор. Все участники были награждены юбилейными медалями к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и отмечены благодарностью за участие от Главкома ВМФ.
До осени мы были в море. Постоянно около нас дежурили американские самолеты «Фантом» и эсминцы. Один раз на учениях в Японском море американский эсминец шел параллельным курсом, а у нас в это время проходила учебная стрельба по макету. И мы дали залп из главного калибра через этот эсминец. Ошарашенный американец семафорит: «Что это значит?», наш командир отвечает: «Идут учебные стрельбы. А вы что здесь делаете?»
В начале декабря 1970 года я получил отпуск домой на 10 суток за хорошую службу и по итогам учений, к тому времени отслужил уже два года. Побывал в Хоринске и к Новому году вернулся на корабль. В январе 1971 года вышли на боевое дежурство в Индийский океан. Вышли в зимней форме одежды, в шинелях, шапках. Прошли Японское море — сняли шинели, прошли Восточно-Китайское море — переоделись в весенне-осеннюю форму номер 3, подошли к Гонконгу — форма одежды стала летняя. Во второй половине февраля подошли к экватору в Индийском океане, и нам выдали тропическую форму одежды — безрукавки, шорты, сандалии. И вот здесь, на корабле, со всеми ритуалами, провели праздник перехода экватора — День Нептуна. Это был незабываемый спектакль во главе с хозяином морей Нептуном и его свитой — пиратами, морскими чертями, русалками, звездочетом, роли которых артистично исполнили в маскарадных одеждах сами члены экипажа. Все подряд, несмотря на звания, принимали купель в соленой забортной воде и навеки зачислялись в морские души. После чего командиру вручили символический ключ от морей и охранную грамоту. Хочу сказать, что весь экипаж любил и уважал командира как отца родного, настоящий был человек.
В Индийском океане мы на месяц разместились около архипелага Чагос, несли здесь боевое дежурство. Вахта четыре часа, отдых 8 часов, снова вахта. Вместе с нами участвовали в дальнем походе эсминец, десантный корабль и подводная лодка, которую мы никогда не видели. За время похода мы сходили на берег дважды — в Сомали, в столице страны Могадишо, и в Индии — в Бомбее. На берег сходили группами по очереди вместе с офицером, гид от советского консульства проводил экскурсию. В Бомбее в это время шел советский фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука, в Могадишо к нам на борт поднимались сотрудники советского посольства, и их дети подготовили для нас концерт. Много интересного и познавательного увидели мы за это время, разнообразную жизнь тропических морей и океана, плавающих рядом дельфинов, летающих рыб, акул, одну из которых поймали в океане, и вся команда специально ходила смотреть на этого хищника.
В августе 1971 года вернулись, пробыв в походе восемь месяцев. Встречали нас жены и дети офицеров, пионеры города Владивосток с цветами. За боевое дежурство в Индийском океане каждому участнику был вручен нагрудный знак «За дальний поход».
Вместе со мной на корабле служили хасуртаец Валерий Брылев и хоринец Дылык Ширапов. В ноябре 1971 года, ровно через три года, 11 ноября я сошел с корабля, демобилизовался. За время прохождения службы был удостоен знака «Отличник ВМФ», знака классности.
После полумесяца отдыха, как я вернулся домой, отец сказал, что можно с моей военной специальностью устроиться работать в ЭТУС (эксплуатационно-технический узел связи). Приняли меня учеником по электрическим линиям связи к Василию Ильичу Сутурину, прошел стажировку и приступил к работе электромехаником связи. Через три года, в 1975 году, заочно закончил электротехникум связи и был назначен начальником Первого линейного участка Хоринского ЭТУС. Проработал в этой должности до 2000 года, потом был назначен инженером по охране труда и технике безопасности, а также ГО и ЧС Восточно-Сибирского центра связи. В 2009 году, в 60 лет, закончил свою профессиональную детельность в связи с уходом на заслуженную пенсию».
Стаж работы Александра Филаретовича Трунева в отрасли 38 лет, он удостоен почетного звания «Заслуженный инженер Республики Бурятия», за заслуги в области радиосвязи награжден нагрудным знаком «Почетный радист Советского Союза», избирался депутатом райсовета, является ветераном труда. С супругой Валентиной Викторовной вырастили двух дочерей, троих внуков, сейчас подрастает правнучка.
— Раньше каждый год мы в Хоринске собирались в День ВМФ под флагом Военно-морского флота Советского Союза и вспоминали службу, делились своими планами, — говорит Александр Филаретович. — Встречались Алексей Родионов, Павел Разуваев, Александр Арефьев, Иннокентий Серебрюхов, Михаил Татауров, несколько раз к нам присоединялся Геннадий Плеханов. Сегодня поздравляю всех моряков с нашим праздником, желаю крепкого здоровья, семейного благополучия и семи футов под килем. А первый тост в праздничный день по морскому закону поднять «За тех, кто в море!»
Семен СТЕПАНОВ.
На артиллерийском крейсере «Александр Суворов» старший матрос Трунев и командир боевого поста Зиганшин на станции дальнего надводного обнаружения РТС, на высоте 53 метра.
Фото из личного архива А. Ф. Трунева.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев