благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» – молитвословие, прославляющее Матерь Божию, указующее на её избранность среди женщин всего мира и Божественное достоинство её Сына как Спасителя людей.
Составлено из радостных приветствий, обращенных к Богородице архангелом Гавриилом (при Благовещении – Лк.1:28) и праведной Елисаветой (во время её встречи с Девой Марией – Лк.1:42). Тропарь «Богородице Дево…» в богослужении поется только на вечерне по «Ныне отпущаеши…», причем в двух основных случаях:
1) на всенощном бдении в конце великой вечерни; при этом на воскресном бдении он поется 3 раза или 2 раза (если святой с бдением), а на всенощном бдении в седмичный день – 1 раз;
2) в конце великопостной вечерни поется группа из 3-х тропарей с поклонами, которая открывается тропарем «Богородице Дево…». Также этот тропарь входит в чин утренних молитв.
Изъяснение Богородичной молитвы
Православная Церковь почитает Пресвятую Деву Богородицу высшею и честнейшею не только всех земных созданий, но и небесных сил – Херувимов и Серафимов. Послужив делу воплощения Сына Божия, для спасения людей, Пресвятая Дева сделалась как бы родоначальницею нового мира, т. е. всех верующих в Сына Ее и освященных благодатью искупления.
Она – общая Матерь всех христиан, заступница и молитвенница за них пред престолом Божиим. Как детям вполне свойственно обращаться во всех своих нуждах к матери, от нее искать себе помощи и защиты, так и нам, христианам, естественно чтить и прославлять свою благодатную Матерь-Богородицу, и прибегать к Ее честному покрову, в полной уверенности, что надежда на Нее не останется напрасною.
Искупление падшего человека чрез воплощение Сына Божия определено было в предвечном совете Божием (1Пет.1:20).
Поэтому и самое орудие, имевшее послужить такому великому делу – Пресвятая Дева Мария от вечности предуведена и предопределена. Святой Иоанн Дамаскин называет Ее «по предведению Божию предопределенною в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованною и предвозвещенною Духом Святым». Благовещение спасительного для нас воплощения Сына Божия начато Самим Богом в раю: тотчас по грехопадении наших прародителей дано обетование о победоносном «семени жены» (Быт.3:15), т.е. о рождении Христа Спасителя от Девы.
Эта благая весть, озарив человечество в первые минуты греховного омрачения, неоднократно просиявала в последующих откровениях Божиих избранному народу, приготовлявших людей к принятию Спасителя.
По обетовании о воплощении Сына Божия, изреченном в раю, прошел длинный ряд веков прежде, нежели «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16). Причина этой медленности не в Боге: у Вечного и Всемогущего всегда все готово. Действуя в мире нравственном, Бог не стесняет человеческой свободы, соображается с силами и приемлемостью человеческой воли. Между тем в твари падшей и растленной грехом не вдруг могла открыться готовность к принятию обетованного Искупителя.
Адам назвал жену свою «жизнь», «яко та мати всех живущих» (Быт.3:20): но от нее произошло «начало греха, и тою умираем вси» (Сир.25:27).
И при рождении Ноя было сказано: «сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог» (Быт.5:29); но истинный Примиритель человечества еще долго не являлся между людьми.
Праведники Ветхого Завета с томлением сердца ожидали Того, Кто был «славою... и утешением... Израиля... чаянием и светом для язычников» (Лк.2:25, 32), но умерли, «не получивши обетований, а только издали видели» (Евр.11:13) день Христов. В это долгое время, как замечает святитель Филарет, благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира (Еф.1:4), как молниеносное облако, носилось над землею, между тем, как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом и уготовляло благословенную в женах, которая бы могла своею чистотою божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, не быв опалена огнем Божества, и таким образом чрез себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово».
«Может, кто-нибудь удивится, – говорит св. Димитрий Ростовский, – что по преступлении Адама Слово Божие не скоро пришло на землю, для воплощения и спасения падшего рода человеческого, даже до половины шестой тысячи лет. Но на земле ни оной не находилось такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом.
Она одна (т. е. Дева Мария) – «первая и последняя – обрелась такою».
С этой целью Бог из всех народов избирает один народ (Втор.7:6, 14:21; Исх.19:5) и воспитывает его чудесным руководством Своего промысла.
В этом народе отделяется род Давида и возводится на царский престол, испытывая на себе действия то милости, то правды Божией, – то прославляясь, то смиряясь.
С течением времени этот царственный род совсем скрывается в неизвестности; но здесь-то особенно, в глубине смирения, он более и более очищается, и из среды своей износит Деву Марию, как бы прекраснейший цвет, способный произвести плод на спасение всего человечества.
«Целые веки, – скажем словами св. Отца, – состязались, кому достанется слава Ее рождения; – и предопределенный совет Бога, Творца веков, победил эту борьбу веков», – Она родилась, когда «пришла полнота времени»
(Гал.4:4).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 24