Крест — прежде всего есть символ нашего спасения. Когда мы знаменуем себя крестным знамением, то этим самым, в молитве нашей, мы молимся Богу Отцу через крест Его Сына
(при чтении молитвы «Отче наш»),
или Самому Богу Сыну, Спасителю нашему — чрез крест Его Голгофы (в молитвах к Господу Иисусу Христу),
или Богу Духу Святому (молитва «Царю Небесный») — опять через крест Спасителя, крестом стяжавшего право послать нам Утешителя.
Особенное значение имеет наложение на себя крестного знамения при мольбе о прощении и спасении, ибо никакими собственными заслугами, как бы они ни были велики, мы прощены и спасены быть не можем!
Только заслугами Страстей Христовых, ценой драгоценной крови Его, после нашего покаяния с плодами, дерзаем мы надеяться на прощение и спасение.
Вот каков первый глубокий смысл осенения себя крестным знамением. Можно ли, понимая это, делать его небрежно.
Крест — самое сильное и всемощное утешение и укрепление в скорбях, в унынии и отчаянии. Крест — последняя надежда отчаявшихся — никогда не посрамляет надеющихся. Достаточно мысленно представить себе Распятого на кресте Спасителя и только уголком сердца вознамериться покаяться, — как Спаситель, целующий намерения, тотчас, никогда не медля, посылает всесильную помощь.
Бесчисленное количество людей было спасено от самоубийства в одно мгновение за мысленное обращение с верой к распятому Спасителю.
С креста — раздалась молитва о прощении врагов.
С креста — был помилован раскаявшийся благоразумный разбойник.
С креста — св. Апостол Иоанн Богослов
(а с ним и все верующие христиане)
был усыновлен Пресвятой Богородице, непостыдной надежде ненадежных.
Матерь Божия стояла у креста — со скрещенными на груди руками.
Она первая скрестила руки перед крестом Своего Сына и Бога, сораспявшись с Ним Своим Материнским сердцем, вспомнившим на Голгофе о словах пророчества Праведного Симеона... «И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Смеем ли мы, поняв это, не открыть помышления нашего сердца?
И скрещивая на груди свои руки, смеем ли мы не вспомнить сердцем Ее святые скрещенные руки?
Подходя к св. Чаше, мы всегда крестообразно складываем свои руки. Не крестимся (чтобы нечаянно не задеть св. Чашу), а держим крест на груди.
Причащаясь, мы стоим как бы у креста, вместе с Пресвятой Богородицей, ибо причащаемся мы Тела и Крови Распятого на кресте.
«Со страхом Божиим и верою приступите». Можно ли без страха и веры подходить к Распятому Спасителю, при лицезрении Которого солнце померкло, и земля содрогнулась, как живая, и Ангелы не в силах от святого ужаса были видеть Страстей Господних?
Крест научает нас смирению и терпению, трезвению и рассуждению, чистоте сердца, вере, надежде и нелицемерной любви Христовой, которая так резко отличается от обычной человеческой любви.
Обычная земная человеческая любовь — эгоцентрична и эгоистична, тогда как истинная Христова любовь — жертвенно-сострадательна. Путеводитель истинной любви — всегда крест, с которым истинная любовь воистину «сильнее смерти».
Все святые Таинства Церкви Христовой — тесно связаны с крестом...
Крещение — все под знаком креста; Миропомазание — тоже;
Покаяние есть «второе крещение», «крещение слезами»;
Елеосвящение сугубое крещение слезами покаяния;
Брак — есть крещение на совместную жизнь мужа и жены;
Священство — крещение на служение Церкви, а св. Евхаристия без креста и немыслима вовсе. Святитель Иоанн Кассиан Римлянин, размышляя о Таинстве креста — Евхаристии, утверждает, что это Таинство будет вечно совершаться в Царстве Небесном Самим Первосвященником-Христом.
Ибо никогда, во веки веков не может быть забыта Жертва Креста Христова.
Крест Христов, у истинного христианина, не может не вызвать ответной, благодарной, сострадательно-жертвенной любви к Господу, а с ней и желания сораспяться со Христом.
Ведь Крест молча и молит об этом.
Одевая на грудь нательный крест, или осеняя себя крестным знамением, или скрещивая свои руки на груди, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Крест Христов не только зовет нас на добровольные страдания, но и показывает пример невинных мук, которые венчает высшей наградой — венцом терновым со Своего Святого Чела.
И вся «Карамазовская» проблема... чем можно оправдать страдания безвинных младенцев — разрешается так ясно и глубоко-просто перед лицом невинно распятого на кресте Спасителя. Но крест символ не только страданий.
Он символ и победы, и торжества любви и правды;
он символ и вечной радости, которая последует за временными страданиями, и которой уже никто не отнимет от нас.
Крест неложно обещает нам, что всякая слезинка будет утерта, что всякая скорбь, ради Христа понесенная, превратится в радость, что капли слез, крови и предсмертного пота христиан, любящих Христа — превратятся в алмазы, рубины и перлы несказанной красоты в Царстве Небесном.
Крест зовет к подвигу и обещает помощь, победу, торжество и славу Воскресения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1