См. Толкование на Мф. 16:13
Беседы на Евангелие от Матфея.
Вот стена, вот ограда, вот укрепление, вот пристань и прибежище!
Несокрушимость этой стены ты можешь видеть из следующего. Христос не сказал, что только нападения людей не одолеют ее, но и самые злоухищрения ада: «врата адова», говорит, «не одолеют ее».
Не сказал: не будут нападать на нее, но: «не одолеют ее», – будут нападать, но не победят ее. А что значит: «врата адова»?
Может быть, это выражение не ясно. Рассмотрим, что такое ворота города, и тогда узнаем, что такое «врата адова».
Воротами города называется вход в город; следовательно, и «врата адова» есть опасность, ведущая в ад.
Таким образом, смысл слов Его следующий: хотя бы устремились и напали такие опасности, которые в состоянии увлечь нас в сам ад, церковь останется непоколебимою.
Он мог не допустить, чтобы церковь испытывала бедствия: почему же допустил?
Потому, что гораздо важнее допустить искушения и сделать, чтобы от них не происходило никакого зла, нежели не допускать их. Поэтому Он допустил все искушения, чтобы сделать ее опытнейшею, так как
«от скорби происходит терпение, от терпения опытность»
(Рим. 5:3-4).
А чтобы больше показать свою силу, Он исторгает ее из самих врат смерти. Для того Он и допустил быть буре, но не допустил, чтобы утопала ладья.
Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.
«На сем камне». Не сказал: «на Петре», потому что он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере.
Что же это была за вера?
«Ты – Христос, Сын Бога Живого»
(Мф.16:16).
Церковь назвал скалой, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся.
Церковь испытывает искушение, но не побеждается ими. Итак, что значит: «на камне»? Исповедание состоит в словах. Ведь ты не камни бросаешь? Не дерево? Не железо?
«Нет, – говоришь, – здесь речь не о такого рода здании, которое, из чего бы оно ни состояло, подлежит разрушению от руки времени». Исповедание же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их ребра скоблились мечами.
О, невиданные и чудесные дела!
Стена подкапывается – и, однако, сокровище не похищается.
Тело истощается – и, однако, вера не умерщвляется.
Таково могущество мучеников.
«На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Обратите внимание на точный смысл слов: «врата ада не одолеют ее». «Почему же, – говорят, – Он не препятствует искушениям нападать на Церковь?» – «Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу?»
сли б никто не обнаруживал в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: «если бы она подвергалась вражеским нападением, то была бы побеждаема». Поэтому-то Он и дозволяет врагам делать на нее нападение, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей.
И не сказал: «врата ада не нападут на нее», но: «не одолеют ее».
Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена.
Церковь носится бурей по волнам, но не утопает; обуревается, но не скрывается под водой; в нее попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против нее действуют осадные орудия, но башня остается непоколебимой.
Но зачем мне говорить о Церкви?
Рыбарь произнес одно только слово – и оно стоит, как непоколебимая башня. Сколько тиранов делали попытку лишить это слово всей его силы, но не успели в своих намерениях, потому что оно основано «на камне».
Вникни в дело! Тираны, цари, диадемы, изощренные мечи, зубы диких зверей, ужасы угрожающей смерти, раскаленные решетки, огненные печи!
И хотя диавол опустошил свой колчан, но Церкви вреда не принес.
Почему?
«Врата адова не одолеют ее».
К утешению веры, не неблаговременно теперь будет, представить вам, братия, из слова Божия несколько удостоверительных свидетельств о пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века.
Первое из таких свидетельств дает Сам Иисус Христос, свидетель верный и истинный (Откр. 3:14), когда говорит: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее
(Мф. 16:18).
Враги ее будут восставать в некоторые времена, в некоторых местах, торжествовать, отторгая у нее члены, а она будет страдать и болезновать, но решительно не одолеют ее.
Долго ли?
Без сомнения, до скончания века.
Ибо если бы могли одолеть когда-нибудь, то Провидящий времена до вечности не мог бы сказать решительно, что не одолеют.
Второе свидетельство этой истины можно заимствовать из Апокалипсиса, или Откровения святого Иоанна Богослова, которое пророчески изображает судьбу Церкви Христовой до скончания века
(Откр. 6:7, 11, 12, 19-21 главы).
Достойно примечания, что тайновидец, изображая самые опасные времена для Церкви, представляет ее невредимой от опасностей, чудесно сохраняемой.
Например, змий, преследующий жену, ее не догоняет и не низлагает, потому что даны были жене два крыла большого орла и земля помогла жене
(Откр. 12:13-16).
Провидение так управляет ходом событий, что и земные учреждения содействуют миру или безопасности Церкви; и крылья большого орла… благоговейно несут ее выше злобы и лукавства врагов ее, в пустыню в свое место
(Откр. 12:14),
конечно, не просто в безлюдие внешнее, ибо Церковь сама есть многолюдство верующих, но преимущественно в пустыню внутреннюю, все дальше от мира, все ближе к Богу; ибо свое место для Церкви есть близость к Богу и соединение с Ним.
Третье свидетельство той же истины находим в словах святого апостола Павла.
На вопрос, долго ли будут в Церкви пастыри и учители, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, он отвечает: доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова
(Еф. 4:11-13).
Следовательно, пока есть на земле не достигшие единства веры, не пришедшие в совершенство духовного возраста, еще нуждающиеся в познании Сына Божия, до тех пор будут в Церкви пастыри и учители к совершению святых.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16