О ночном бодрствовании
В последней из молитв, читаемых священником в начале вечерни, из так называемых светильничьих, Святая Церковь просит Бога даровать нам, чтобы мы
"и на ложах наших умиляющеся, поминали и в нощи имя Его".
Из этого, как видите, открывается для нас то, что мы должны не всю ночь предаваться сну, но часть ночи бодрствовать и молиться Богу.
Но почему же это именно так? Почему и часть ночи должна быть нами посвящаема Богу?
Почему и ночью молиться должны мы?
Во-первых, потому что Господь возлюбил ночное время и Сам поучает нас ночной молитве.
Ночью Он родился, в ночное время любил уединяться для молитвенных бесед с Богом Отцом Своим,
когда было еще темно (Ин. 20,1), последовало и преславное Его Воскресение.
И, наконец, Сам же Он говорит: Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение
(Лк. 22,46).
Во-вторых, часть ночи мы должны посвящать Богу потому, что так поступать учат нас святые отцы. Свт. Иоанн Златоуст говорит:
"Не для того дана нам ночь, чтобы мы только спали... но должно разделить ее на две части: одну на дело, а другую на покой...
И вы вставайте ночью и прежде всех дел сотворите Богу молитву, чтобы Он милость Свою подал вам"
(из Пролога на 12 апреля).
И прп. Ефрем Сирин учит:
"Не почитай для себя приобретением сон и телесное упокоение; приобретение же и упокоение для человека – непрестанно принуждать себя к делу Господню.
Итак, будем принуждать себя, возлюбленные, чтобы Господь, придя, нашел нас бодрствующими и сподобил блаженства Своего, ибо Сам Он сказал:
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк. 12,37).
В-третьих, должны мы предаваться ночному бодрствованию и молитве потому, что они могут низвести на нас великие милости Божии.
Так бодрствовал Самуил, неоднократно званный, ни однажды не обленился он встать, хотя был еще отроком, и за это удостоился беседы с Богом, соделался исполнителем воли Его и великим пророком.
Утруждался Давид:
Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6,7).
И вследствие сего услышал Господь глас плача его, услышал моление его и молитву его приял
( Пс. 6,9-10).
Наконец, не спали в ночь Рождества Христова пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего... И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь
(Лк. 2,8-11).
Итак, по примеру Самого Господа и по учению Его, а также по учению святых отцов и вследствие того, что ночные бодрствование и молитва низводят на человека великие милости Божии, и, наконец, по примеру угодников Божиих мы и сами должны поминать Господа на постели нашей ( Пс. 62,7)
и на ночном ложе искать Его
( Песн. 3,1).
Будем же поминать и будем искать Его.
Пусть и в ночи сердце и ум наш бодрствуют и внимают тому, как сладкий глас Господа, зовущий к беседе с Ним, стучится в двери душ наших ( Песн. 5,2).
Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20