Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна
Не лжесвидетельствуй
(Мф. 19:18; Лев. 19:11).
Иначе уподобишься искони клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним осуждению
(Быт. 3:1, 5, 14).
Лучше, поэтому, если не произойдет отсюда какого либо вреда для многих, прикрой грех ближнего.
Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и Иафету, и получишь благословение
(Быт. 9:22, 23, 26).
Святитель Григорий Палама
Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как то: клевета, поклеп, ложные доносы.
Грех празднословия, столь обычный повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно раздаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко «сболтнуть лишнего», разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, подвести и подставить ближнего.
«Язык мой — враг мой», - говорят в народе, и действительно, наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить.
Апостол Иаков говорит, что языком мы порой «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию»
(Иак.3:9).
Грешим мы против девятой заповеди и когда не только говорим ложь и клевету на ближнего, но и когда соглашаемся со сказанным другими, этим самым участвуя в грехе осуждения.
«Не судите, да не судимы будете»
(Мф.7:1), - предупреждает Спаситель.
Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!) ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нём.
Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее:
«Раз пришёл ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам Вашим».
Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!»
И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я, было, устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им:
«Изринте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего Суда».
И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!»
«Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишён покрова и помощи Божией.
И с того времени семь лет провёл я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию».
Вот как страшно выносить суждение о человеке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3