Лк.4:22–30
Еф.6:18–24
Часто возникают споры: как лучше молиться? Апостол отвечает: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом». Есть у нас и книга псалмов Давида.
Есть и молитва «Отче наш», которую дал Сам Господь.
Есть и краткие молитвы разных людей, которые Господь одобрил и на которые ответил. Например, «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк.18:13),
или – «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9:24).
Есть у нас и молитвенные правила, связанные с именами, например, Василия Великого или Иоанна Златоуста. Есть и древние церковные чинопоследования, есть и более поздние каноны и акафисты.
Есть, наконец, общепринятые краткие призывания:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»!
А также – краткие молитвенные призывания Божьей Матери и других святых.
Сказав «всякою молитвою», Апостол не запретил молиться и своими словами.
Но для православного сознания свойственна смиренная готовность учиться молитве. Всему надо учиться: и как вести себя в обществе, и тем более – как говорить с Богом, как к Нему обращаться, за что благодарить и о чем просить. Не зря же Господь на просьбу учеников научить их молиться дал «готовую» молитву «Отче наш».
А что касается протяженности или краткости, то не всякий имеет такую святую простоту, такое совершенство, чтобы вложить всю душу в простое «Господи, помилуй»! Душа начинающего еще неустроенна, и протяженные молитвы позволяют подробно задеть каждый уголок души, припомнить каждый грех, выразить разные благие движения сердца. Со временем душа меняется.
Преподобный Амвросий Оптинский в старости на вопрос, какое у него молитвенное правило, отвечал: «раньше много у меня было правил, а теперь – одно:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»!
Так что всякой молитвой надо молиться: и пространной, чтобы охватить все уголки души, и краткой, пытаясь всю душу собрать в несколько слов. Главное, – чтобы «со всяким постоянством». И обязательно с «молением о всех святых», помня, что я не один, но есть – мы, вся Церковь (Отче наш).
И – не только словами, но – «духом», чтобы молитва исходила из сердца.
Можем молиться и о послаблениях в земной жизни, и о избавлении от страданий, в чем Сам Господь подал пример.
Он знал, что пришел испить Свою Чашу, и все же молился накануне:
«Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия»!
Но – чтобы и мы наши прошения заканчивали, как Он: «…впрочем не как Я хочу, но как Ты».
И еще важно при самых усердных молитвах все же не на себя надеяться, но на молитвы наших братьев о нас.
И сам великий труженик и молитвенник Апостол Павел всегда и всех просил:
«молитесь … и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, … дабы я смело проповедовал, как мне должно».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4