Авторская колонка Екатерины Малашенко.
Популярность сервисов доставки растет. А вместе с ней растет и число тех, кто эти заказы привозит. В Минпромторге заявили, что сегодня в России насчитывается порядка 1,5 миллиона курьеров и еще полмиллиона — сборщиков заказов.
В основном это молодые, здоровые, физически выносливые люди, которых так не хватает сегодня в других секторах экономики. Директор департамента развития внутренней торговли Никита Кузнецов заявил, что при существующем дефиците кадров терять такое количество трудовых сил — большая ошибка.
С одной стороны, Кузнецов говорит, что люди выбирают позицию курьера из-за зарплаты: «Курьер получает в Москве 120–150 тысяч рублей». С другой — сам называет подобный бизнес убыточным: «Убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных секторов экономики, столь дефицитный ресурс, как трудовые силы».
Но как убыточная компания может платить столь высокую зарплату такому огромному числу сотрудников? Напротив, это весьма выгодный бизнес: затрат минимум, а спрос только растет.
Россияне, действительно, отвыкли ходить по магазинам. Только отучила нас это делать не доставка, а пандемия. До нее все эти сервисы тоже работали, но такой популярностью не пользовались. Заказов было меньше, а стоимость доставки — выше.
В период локдауна ситуация поменялась с точностью до наоборот. И хваткие предприниматели быстро воспользовались ею. Сейчас куда проще заказать продукты домой, чем идти за ними в магазин, а потом с тяжелыми сумками тащиться обратно.
Бизнес растет — растет и потребность в сотрудниках. И компании действуют в соответствии с законами рынка. Они ориентируются на конкретную категорию соискателей и создают такие условия, которые заставляют последних сделать выбор в свою пользу.
Вряд ли соискатель без образования и опыта между позицией курьера и начальной позицией на производстве выберет последнюю. Зарплата меньше. Нужно проходить обучение. Потом испытательный срок.
Работодатель будет требовать работать по графику. А еще выполнять какие-то нормы. Наверняка придется проходить собеседование в службе безопасности. А карьерный рост ему, может быть, и не нужен.
Дефицит кадров — это ключевая проблема в промышленности и торговле. В этом представители Минпромторга, безусловно, правы. Но виноваты в сложившейся ситуации не сервисы доставки, а сами производства.
Зачастую административный штат в таких компаниях раздут, а разрыв в зарплатах между менеджментом и рабочим персоналом значительный. К тому же адаптироваться к изменениям оперативно большим производствам удается не всегда.
Чтобы автоматизировать работу, нужны инвестиции. А ключевая ставка на сегодняшний день такова, что мало кто может задуматься о расширении бизнеса. Правительственных программ недостаточно. А если деньги в компании и появляются, то оседают в карманах вышестоящих, не доходя до рабочих рук. Вот и получается, что требования к соискателям высокие, а зарплата и предоставляемые гарантии недостаточны для того, чтобы переманить к себе тех же курьеров.
А вы как думаете, должно государство ограничить работу сервисов доставки, чтобы высвободить трудовые ресурсы?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
Лишите нас ещё и доставки. Курьеры получают немного, не врите! И, в основном, это подработка у них.