И Шишкин.
Письма И.Н Крамской. И. И. ШИШКИН
Шишкин нас просто изумляет своими познаниями,
по два и по три этюда в день катает, да каких слож-
ных; и совершенно оканчивает. И когда он перед на-
турой (я с ним несколько раз пытался садиться
писать), то точно в своей стихии, тут он и смел и ло-
вок, не задумывается; тут он все знает, как, что и
почему. Но когда нужно нечто другое, то... Вы знаете.
Я думаю, что это единственный у нас человек, кото-
рый знает пейзаж ученым образом, в лучшем смысле,
и только знает. Но у него нет тех душевных нервов,
которые так чутки к шуму и музыке в природе и ко-
торые особенно деятельны, не тогда, когда заняты фор-
мой и когда глаза ее видят, а, напротив, когда живой
природы нет уж перед глазами, а остался в душе общий
смысл предметов, их разговор между собой и их дей-
ствительное значение в духовной жизни человека, и
когда настоящий художник под впечатлениями приро-
ды обобщает свои инстинкты, думает пятнами и тонами
и доводит их до того ясновидения, что стоит их только
формулировать, чтобы его поняли. Конечно, и Шишки-
на понимают: он очень ясно выражается и производит
впечатление неотразимое, но что бы это было, если бы
у него была еще струнка, которая могла бы обращаться
в песню. Ну, чего нет, того нет: Шишкин и так хорош.
Удовольствуемся... он все-таки неизмеримо выше всех,
взятых вместе до сих пор: не более, но и не менее.
Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие — мальчишки и
щенки перед ним, но дальше нужно другое. Что? Вы,
надеюсь, понимаете. Шишкин — верстовой столб в раз-
витии русского пейзажа, это человек — школа.
Из письма Ф. А. Васильеву. 5 июля 1872 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев