К середине XX века Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Но всё-таки пришло время это изменить.
Все соседние с сухопутной Швецией страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы Швеции. .
День «H» (швед. Dagen H) — день перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение 3-го сентября 1967 года.
И это был один из самых сумасшедших дней в истории Швеции.
В 1718 г. король Швеции Карл XII ввел правостороннее движение для карет и повозок. На повозках тогда ещё не было сидений, и извозчик обычно сидел на задней левой лошади, т.к. с этого места удобнее всего было управлять хлыстом, держа его в правой руке.
Разъезжаясь со встречной повозкой левой стороной, извозчики могли таким образом легко контролировать, что колёса повозок не зацепятся. Но уже 12 декабря 1734 года это постановление было снова отменено, чтобы 24 мая 1868 года издать сырой закон для городов империи, в котором нельзя было однозначно выделить ни левостороннее, ни правостороннее движение. Что не играло большой роли, потому что неспешно передвигавшиеся конные повозки и экипажи легко находили способ разъехаться.
Достаточно быстро большая часть стран перешла на правостороннее движение. Что на самом деле является ... худшей стороной для движения. Дело в том, что природно у каждого из нас есть доминантная рука. И для 90% населения планеты - это правая рука. Но у большинства из нас также есть и доминантый глаз, т.е. тот глаз, который работает немного лучше, чем другой. И для примерно 70% людей - это правый глаз.
Поэтому при левостороннем движении наш правый глаз сфокусирован на встречном движении, а левый на неподвижных объектах, которые мы просто проезжаем. Вполне возможно это объясняет, что уровень аварий в странах с левосторонним движением всегда несколько ниже.
В 1959 году в стране прошёл всенародный референдум о возможности перехода на правостороннее движение. И 85% населения высказалось ... ПРОТИВ изменений.
Но правительство не отказалось от идеи «причинить добро» своему народу и Риксдаг (главный законодательный орган Швеции) всё равно позже принял решение о переходе страны на другую сторону.
Сами шведы исторически ездили на машинах с левым рулем. Ассар Габриэльсон, один из основателей Volvo, рассказывал, что американские автопроизводители, открывшие сборочные производства в этой скандинавской стране, отказывались менять расположение руля для небольшого шведского рынка. Также поступали и национальные производители Volvo и Saab – отчасти из-за сложившейся традиции, отчасти по экспортным причинам они были заинтересованы в правосторонних рынках Европы и США. Например, более половины выпущенных Volvo Amazon ушла на экспорт.
Шведские дороги были узкими и извилистыми и на них было сложно разъехаться со встречным автомобилем или телегой, что уж тут говорить про обгон. Левое расположение руля в такой ситуации было удобным – позволяло видеть обочину и вплотную прижиматься к краю дороги для разъезда. Но при этом стал проявляться фактор перехода производителей с оснащения недорогими круглыми фарами на более дорогостоящие фары блочного типа. При левостороннем движении фары ослепляли встречные машины, вместо того чтобы подсвечивать обочину.
Ежегодно несколько миллионов автомобилей пересекали границу страны и путались, по какой стороне им ехать. Шведская экономика находилась на подъеме, по дорогам ездило множество тихоходных грузовиков. Из-за увеличения трафика и скоростей движения увеличилось количество ДТП.
Таким образом, складывалась острая необходимость в скорейшем переходе на правостороннее движение.
Понимая сложность подобного перехода, на подготовку выделили четыре года. Была создана специальная комиссия, которая занялась оценкой масштаба действий. И это была не комиссия, которая нанимала подконтрольные фирмы и фирмочки для отмывания денег нацпроекта. Люди хотели снизить дискомфорт своих граждан при общении с соседями: норвеги, финны и датчане уже давно ездили по правой стороне. И делали именно это.
Только в Стокгольме предстояло передвинуть сотни светофоров, некоторые нужно было оснастить новыми линзами, а затем прикрыть. Работы здесь было предостаточно, так как Швеция воспользовалась случаем и заодно начала заменять и 360 тысяч желто-красных дорожных знаков по всей стране вместе с желтой разметкой проезжей части на красно-белые или белые, чтобы соответствовать европейским стандартам. Кроме того, на дорогах установили 130 тыс. знаков с буквой H, напоминающих о грядущей реорганизации движения.
Предстояло не только реконструировать дороги, нанести новую разметку и установить дорожные знаки, но еще и адаптировать под правостороннее движение общественный транспорт. Шведские автобусы были с правым рулем и дверьми слева, что потребовало дорогостоящих переделок. В итоге часть транспортных средств продали в Пакистан и Кению, а вместо них приобрели новые. Несколько тысяч городских автобусов были дополнительно оборудованы дверьми с правой стороны - фабрики по производству автобусов (внимание!) разработали и выпустили около 8 тысяч переходных моделей автобусов с дверями с обоих сторон (это стало самой затратной частью всего проекта перехода для государства).
На правостороннее движение были переведены и трамвайные линии, которые осуществляли движение по выделенной полосе, а из центра Стокгольма этот вид транспорта было решено убрать.
Еще одной статёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света. Комбинацию педалей на старых машинах «сцепление — газ — тормоз» надлежало изменить на «сцепление — тормоз — газ». В Швеции, привыкшей делать все конкретно, просто не разрешали эксплуатацию машин, не прошедших модернизацию.
Метро и железные дороги модернизировать оказалось очень затруднительно. Они до сих пор в Швеции действуют по правилам левостороннего движения.
Затраты на реорганизацию планировали покрыть за счет транспортного налога с владельцев машин и мотоциклов, взимаемого в течение четырех лет – от 20 до 100 крон ежегодно.
Переход на правостороннее движение был запланирован на воскресенье 3 сентября - к этому моменту было практически все готово. В августе через телевидение и печать стартовала информационная компания, частью которой была и песня популярной группы The Telstars «Hall dig till hoger, Svensson» («Держись правее, Свенссон»). Логотип H оказался не только на наклейках и информационных материалах, но даже на нижнем белье. Для водителей выпускали перчатки с подсказкой: левая была запретительного красного цвета, правая - разрешающего зеленого. «Правосторонние» фары новых автомобилей снабжались специальными наклейками, дабы не слепить встречных водителей.
В ночь на 3 сентября до 6:00 утра движение частного транспорта не разрешалось. В крупных городах этот запрет начал действовать еще в субботу. Но были исключения, например, для автобусов, такси, полиции и скорой помощи. Также, конечно, было можно и нужно передвигаться примерно 20 тысячам автомобилей служб, непосредственно подготавливающих переход.
В 4:50 движение по дорогам было полностью остановлено, водители сняли с фар защитные наклейки и переехали на противоположную сторону дороги, и спустя 10 минут транспорт пошел. На фотографиях переход выглядит, как настоящий хаос, однако это впечатление обманчиво: регулировать движение полиции помогали военные и 150 тыс. волонтеров.
Таким образом, в стране навсегда было введено то, что еще 10 февраля 1718 года предписал подданным его величество король Карл XII: правостороннее движение.
«День H» прошел относительно спокойно. Никто не погиб на дорогах Швеции в тот день. Погибших не было и на следующий день. Количество аварий на дорогах в тот день уменьшилось до 125 (обычно было в районе 165). Казалось бы переход начал приносить свои плоды, но, тем не менее уже к 1969 году аварийность вернулась к прежним показателям. Оказалось, что водители ездили излишне осторожно только пока привыкали к новым правилам.
Но переход на правосторонне движение был лишь первым шагом Швеции на пути к максимальной безопасности на дорогах. И итогом этой работы стало снижение смертельных аварий с 1307 в 1970 году до всего 263 в 2015-м. И это при том, что количество машин на дорогах увеличилось более, чем вдвое (с 2.29 млн до 4.62 млн).
Но цель Швеции - это абсолютный ноль. И если другие страны до сих пор ищут компромиссы между мобильностью и количеством смертей на дорогах, которые являются последствиями таких компромиссов, то Швеция, даже в ущерб комфорту и скорости вождения считает безопасность самым главным приоритетом.
Начиная с Дня "Н", 3-го сентября 1967.
Опыт перехода на правостороннее движение в Швеции был положительно оценён в Исландии. И в 1968 году эта страна, вслед за Швецией, перешла на правостороннее движение.
‼ Ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментарии - нам очень важна ваша поддержка!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев