Я довольно смутно помню свои детские путешествия. Несколько раз мы ездили с родителями в Питер, но я мало что могу рассказать о том времени. Зато хорошо помню наш семейный отдых на берегу Финского залива в пансионате, куда давали путёвки сотрудникам железной дороги. Потом моё самое первое и самое большое путешествие случилось в 2018 году, когда я, никуда дальше северной столицы до этого не путешествовавшая, отправилась на край света — в Мурманск. Это было незабываемое время. Собственно, с тех пор предпочитаю именно такой отдых. С мужем вместе путешествовать мы начали, как только познакомились. Оказалось, наши интересы полностью совпадают. С тех пор были и Великие Луки, и Смоленск (неоднократно), и Сычёвка, и Рыбинск, и Нижний Новгород, и… много какие ещё города. А сколько их впереди!
Я писала о наших путешествиях статьи, писала о них на своей страничке в социальной сети. Из каждой нашей поездки я привозила много информации, и рано или поздно она складывалась в интересную цепочку взаимосвязанных фактов. И тут, увидев на просторах интернета информацию о конкурсе туристических маршрутов, решила: а почему бы и… да! Таким образом, к моменту выхода статьи я уже отправлю нашу заявку на конкурс, а читателям «Ржевских новостей» первым расскажу о том туристическом маршруте, который сложился у меня в голове и который мы проехали сами и потому уверенно рекомендуем другим.
Как вы могли понять из названия статьи, маршрут получил название «Былины Оковского леса». Полностью оно звучит так: «Былины Оковского леса. От истоков рек к истокам веры». Но давайте обо всём по порядку.
Современная молодежь зачастую утрачивает связь с историей и православной культурой страны. Архетипы и традиции, которые формировали русскую идентичность на протяжении веков, становятся неактуальными и забытыми. Отсутствие понимания значимости исторических фигур и событий приводит к духовной пустоте и утрате культурного наследия. Путешествие по местам, связанным с историей Руси, позволит молодым людям осознать свою принадлежность к богатой культурной традиции и углубить свои знания о православии. Путешествие по историческим местам позволит чуть больше узнать о жизни княгини Ольги и её внука — князя Владимира. Туристический маршрут станет не только увлекательным путешествием, но и важным шагом к восстановлению связи между молодым поколением и его историческим наследием.
Маршрут объединяет Тверскую и Смоленскую области, истоки двух великих рек — Волги и Днепра, истории двух великих людей — княгини Ольги, одной из первых на Руси принявшей православную веру, и её внука князя Владимира, крестившего Русь.
Так а при чём же здесь Оковский лес? Отвечаю: именно в Оковском лесном массиве находятся истоки двух великих рек, Волги и Днепра. «Повесть временных лет» описывает Оковский лес в Сказании об апостоле Андрее как своего рода географический центр, откуда берут начало три великие реки: «…Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг… Двина из того же леса вытекает и течёт на север… Из того же леса вытекает Волга и течёт на восток».
Исток Волги
Тверская область, Осташковский район, деревня Волговерховье
У истока Волги, чуть вдали, на возвышенности, стоит монастырь. Его посвятили великой русской святой — равно-апостольной княгине Ольге. Может быть, потому что слова Ольга и Волга созвучны? Ведь в Древней Руси реку называли Вольга. За этим созвучием — связь святого места и святого имени, глубинная связь времен.
Княгиня Ольга — жена великого князя Игоря Рюриковича, мать князя Святослава Игоревича. Одна из центральных женских фигур Древней Руси. Вошла в историю как первая правительница Древнерусского государства, принявшая христианство. В 945 году князь Игорь погиб во время сбора дани с древлян. Наследнику престола на тот момент было всего три года, и все бразды правления взяла в свои руки Ольга. Очень рекомендую почитать подробнее о судьбе княгини Ольги, о том, как она отомстила древлянам за гибель своего супруга, как приняла православную веру, помирилась с Византией, но не стала женой императора.
Церковь называет святую Ольгу «денницей спасения земли русской, равноапостольной и единоревнительницею апостолам». Первый русский летописец, святой инок Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор говорил о ней: «Она предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря перед светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь».
Насельницы Ольгинского монастыря верили и верят, что равноапостольная княгиня охранит и спасет исток Волги и всю Русскую Землю.
Оковцы
Тверская область, Селижаровский район, деревня Оковцы
Самым известным и одним из древнейших родников Тверского края является Оковецкий святой источник, который находится неподалеку от деревни Оковцы. С ним связано много преданий и историй о чудесном исцелении. В Оковцах находится и храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».
26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырёх окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве — небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления.
Оковецкий кафедральный собор
Тверская область, Ржев
История будущего собора как раз-таки и берёт своё начало с чудесного явления иконы. До 1751 года село Оковцы со всеми окружными деревнями его прихода состояло в Ржевском уезде. Многие церковные и литературные источники называют время окончательного строительства храма (ныне Оковецкий кафедральный собор) 1821 год.
Святые благоверные покровители Ржева князь Владимир и княгиня Агриппина
Тверская область, Ржев, улица Оковецкая
В 2024 году, объявленном в России Годом семьи, в Ржеве открыли и освятили памятник святым благоверным князю Владимиру и княгине Агриппине, покровителям ржевской земли. Памятник расположен вблизи Оковецкого собора — в городском саду, на ул. Оковецкая (бывшая Смольная). Владимир и Агриппина — почитаемые ржевские святые. Сохранилась легенда, что после смерти князь Владимир являлся на белом коне с белым платком в руке. Появление князя на высоком холме и махание платком на врагов ослепляло их и обращало в бегство. Громкое ржание княжеского коня оглушало врагов. И ослепленная Литва бросалась стремглав с крутого берега в Волгу и гибла. Благодарные жители города ставили каждый день новые сафьяновые сапоги красного цвета. Поутру они находили их изношенными — князь обходил каждую ночь город пешком. Примечательно, что день памяти ржевских святых — 28 июля — совпадает с датой крещения Руси.
Центральный лесной государственный биосферный заповедник
Тверская область, Нелидовский район, посёлок Заповедный
Говоря о возвращении к истокам, и рек, и веры, нельзя не упомянуть и о первозданной красоте природы. Совсем недалеко от шумной столицы распростёрся Центральный лесной заповедник. Он расположен на западе Европейской части России, на главном Каспийско-Балтийском водоразделе Русской равнины, на водоразделе верховьев рек Волги и Западной Двины. Здесь, в Центрально-лесном заповеднике, распростёрлись болотные края, чей возраст — 12-14 тысяч лет.
Современная территория заповедника раньше входила частично в Волговскую, частично в Оковецкую волость Ржевского уезда. Здесь на болоте Старосельский мох и затерялась деревня Староселье. Если подняться на пожарную вышку, её можно увидеть своими глазами. Деревня относилась к Оковецкой волости Ржевского уезда. От крепостного права была освобождена в 1870 году, а первое упоминание о Староселье датируется 1778 годом. Деревня, как посетители сами могут убедиться, располагалась в живописном месте, сплошь окруженная болотом. Сейчас она заброшена, но ещё в 2000 году здесь проживали люди, сотрудники заповедника часто помогали пожилой паре.
Исток Днепра
Смоленская область, Сычёвский район, 5 км от деревни Бочарово
Вот мы и приближаемся к конечной точке маршрута — истоку Днепра.
В 988 году в Киевской Руси состоялось крещение князя Владимира святого и его приблизительно пяти тысяч воинов и жителей Киева в Днепре. В самом начале это ручеёк Днепрец, который вытекает из небольшого болота Аксёнинский мох на краю Оковского леса и прокладывает себе дорогу по лесам и долинам.
В середине 1970-х годов у истока реки Днепр установили привезенный из Беларуси резной сруб колодца, посадили сибирские кедры и сосны. Рядом установили деревянный крест и заложили камень, напоминающий о том, что в 1941 году 119-я Красноярская дивизия вела кровопролитные бои с немецко-фашистскими захватчиками.
В июле 2010 года здесь была построена часовня, а на праздник Крещения Руси сюда впервые пришёл крестный ход с частицей святых мощей Владимира Великого. В 2015 году на истоке Днепра освятили Владимирский храм мужского монастыря, возвели братские корпуса, облагородили территорию и источник с купелью.
* * *
На этот маршрут желательно отвести четыре дня. В первый посетить исток Волги и Оковцы, вечером приехать в Ржев. Если вы живёте не здесь, то к вашим услугам есть гостиницы или аренда жилья посуточно. Чтобы осмотреть Оковецкий собор и другие достопримечательности Ржева, нужны будут ещё сутки. Выезжая утром третьего дня к Центральному лесному заповеднику, вы сможете посетить Ржевский мемориал Советскому солдату. Переночевать потом можете непосредственно в посёлке Заповедный, такая возможность есть, там расположены гостевые дома. А четвертый день уже можно посвятить посещению истока Днепра. После него вы можете ознакомиться с другими достопримечательностями Смоленской области.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев