Виктор Мережко, кинодраматург, секретарь Союза кинематографистов РФ: «Я познакомился с Ходжакули и его женой, актрисой Маей Аймедовой, в 70-годы. Вскоре после того, как он снял прогремевший на весь мир фильм «Невестка». Ходжакули ходил счастливый, переполненный и своим успехом, и любовью к Мае, и ощущением того, что он вдруг стал режиссером номер один в Туркмении. Он поразил меня своей невероятной скромностью и одновременно чувством собственного достоинства. Это без преувеличения классик нашего кинематографа, ярчайший представитель такой самобытной национальной республики, как Туркменистан.
Сейчас Ходжакули и Мая живут в Москве. Я знаю, что он мечтает о новой картине, у него есть сценарий, есть здоровье, энергия, а главное – есть Мая, коллега, соратница и надежное плечо. Искренне желаю ему осуществления творческих планов. Был бы очень рад, если бы для Ходжакули представилась возможность снова вдохнуть живительный туркменский воздух, давший ему славу и признание».
Мурад Алиев, актер, режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР: «Когда я учился на первом курсе ВГИКа, Ходжакули Нарлиев снимал свой первый фильм «Человек за бортом». Шел 1969 год, я был юным студентом, участвовал в массовке этого фильма, и не подозревал, что режиссер, которого я вижу на площадке, станет флагом туркменского кинематографа. После ВГИКа я вернулся в Ашхабад, «Невестка» Нарлиева уже гремела на экранах страны. Ходжакули стал председателем правления Союза кинематографистов Туркменистана, сразу ввел в правление молодых, и это дало мощный импульс для развития туркменского кино».
Ирина Шевчук, актриса театра и кино, генеральный директор фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок»: «Знаю его давно, познакомилась с ним и Маей, этой удивительно гармоничной парой, в одной из поездок по Италии. Мая появлялась на вечерних мероприятиях в красивых национальных нарядах, она олицетворяла собой Туркмению и колорит этой чудесной страны.
Потом мы общались на всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, Ходжакули уже был мэтром, его киноголос звучал на всю страну и за ее пределами. Он стал крупным советским режиссером, именно советским. В те времена было не важно, из какой ты республики, было важно, что ты из себя представляешь. И в то же время мы все знали, что его творчество питала родная туркменская земля и ее люди. Не преувеличу, если скажу: то, что он сделал, навсегда вписало его имя в историю нашей страны и советского кино».
Фильмография
Оператор
1959 — Твои глаза (документальный)
1961 — Кара-Богаз (документальный)
1961 — По Туркмении (документальный)
1962 — Последняя дорога (короткометражный)
1963 — Состязание
1964 — Я и мои братья (совместно с К. Чишиевым)
1966 — Утоление жажды
1967 — Нефть Туркмении (документальный)
1968 — Три дня одного года
1968 — Рабыня
Режиссёр
1962 — За прожитые дни (совместно с Х. Якубовым)
1964 — Цветы сорока вёсен
1964 — Я и мои братья
1967 — Нефть Туркмении
1968 — Три дня одного года
1969 — Человек за бортом
1971 — Невестка
1974 — Когда женщина оседлает коня
1974 — Лето Сахата
1976 — Умей сказать «нет!»
1980 — Дерево Джамал
1982 — Каракумы, 45 в тени
1984 — Фраги — разлучённый со счастьем
1990 — Манкурт (СССР, Турция)
2010 — Голос матери
Сценарист
1962 — За прожитые дни (совместно с Х. Якубовым)
1964 — Цветы сорока вёсен (документальный)
1964 — Я и мои братья (документальный)
1967 — Нефть Туркмении
1968 — Три дня одного года
1971 — Невестка (совместно с Ходжадурды Нурлиевым)
1974 — Когда женщина оседлает коня (при участии М. Аймедовой)
1976 — Умей сказать «нет!»
1978 — Кугитанская трагедия
1980 — Дерево Джамал (совместно с М. Аймедовой)
1982 — Каракумы, 45 в тени (совместно с В. Сухоребрым при участии Б. Мамедова)
1984 — Фраги — разлучённый со счастьем (совместно с Б. Мансуровым и М. Симашко)
Актёр
1966 — Утоление жажды
1970 — Зов пустыни — Нурали
1974 — Когда женщина оседлает коня — эпизод
1975 — Кто был ничем — Шакир
1977 — Белая мгла — Чары (дублировал Ю. Соловьёв)
1980 — Дерево Джамал — Эмин (дублировал Валерий Рыжаков)
1982 — Каракумы, 45 в тени — Назаров
1989 — Ничего не случилось
Награды и премии
1968 — диплом за операторскую работу III Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (фильм «Утоление жажды»);
1972 — диплом и премия за режиссуру Всесоюзного кинофестиваля (фильм «Невестка»);
1972 — памятная медаль участия по секции критики кинофестиваля в Венеции (фильм «Невестка»);
1972 — специальное упоминание жюри кинофестиваля в Локарно (фильм «Невестка»);
1972 — приз «Серебряная сирена» на Международном кинофестивале в Сорренто (фильм «Невестка»);
1973 — Государственная премия СССР (фильм «Невестка»;
1978 — премия Ленинского комсомола Туркменской ССР;
1980 — заслуженный деятель искусств Туркменской ССР;
1981 — специальный приз за режиссуру Всесоюзного кинофестиваля (фильм «Дерево Джамал»);
1985 — Государственная премия Туркменской ССР (фильм «Дерево Джамал»);
1986 — народный артист Туркменской ССР;
1987 — орден Дружбы народов;
1992 — Международная премия Туркменистана (фильм «Состязание»).
Комментарии 7