Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у адыгов, абхазов, абазин, карачаевцев, балкарцев, башкир, казахов, кыргызов, осетин, ногайцев, марийцев.
Слово «тамга» монгольского происхождения (слово «тамга» по-монгольски, «дамга» на тюркских языках) и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Слово таможня также происходит от слова тамга.
Почти все предметы в юрте башкиры метили тамгой. Это было знаком того, что предметы сделаны владельцами юрты или их предками. Метили также и скот. Были особые праздники таврения скота. В кочевом мире система таврения всего ценного и существенного для жизни свидетельствовала о преемственности и наследовании материальных и духовных ценностей. Так непосредственно осуществлялась передача культуры от поколения к поколению вплоть до начала XX века.
***
«В нашем роду первым грамотным человеком стал один из моих старших братьев – Муртаза, – вспоминает народный поэт Башкирии Мустай Карим. – А до него никто из наших не умел даже ставить свою подпись. Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Ее можно было видеть везде: и на меже земельных наделов, и на сбруе, и на крупе лошади, даже на топорище».
В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животнные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям. Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах.
***
При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т.д.)
Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака. Башкирские тамги частично совпадают с казахскими, что связано со сложным этногенезом кыпчакских народов.
Некоторые древнетюркские племена могли принять участие в этногенезе сразу нескольких народов; так, табынцы влились в состав как казахов, так и башкир. Вследствие этого, тамги у этих народов также могли частично совпадать.
***
Литература:
История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. – Уфа, 1997.
Тамги:
Юрматы – У вилы, |||| гребенка.
Бурзян – | дербник, У, ЦП
Усерган – У, X мотовило
Тангаур – ^_) луна
Кыпсак – || |][ ребро, |~~| ворота
Тамъян – О подкова
Катай – молоток
***
Габдуллин И.Р.
Сравнительный анализ тамг населения Восточного Закамья (ХVІІІ-ХІХ вв.)
Со времен глубокой древности у большинства народов планеты были свои особые знаки, отмечавшие принадлежность того или иного предмета, угодья (владения) конкретному индивидууму, роду, племени. У тюркских народов этот знак именуется тамгой. В официальных документах Российского государства ХVІІ-ХVІІІ веков наименование этого знака фигурирует либо как «знамя» или же «тамга», «тавро».
К сожалению, изучение тамг татарского населения, как современного Татарстана, так и сопредельных территорий, где они издавна проживали, оставляет желать лучшего. Помимо статей академика Э. Тенишева, Д.М. Исхакова, Ф.Г. Ислаева, Г.М. Макарова, журналиста и краеведа Д. Гарифуллина практически и вспомнить нечего.
На территории Альметьевского региона самая древняя по происхождению тамга была найдена близ дер. Нижнее Абдулово. Тамга была вырезана на древнем балбале. М.И. Ахметзянов датирует время появления этого балбала V-VІ веками н.э., т.е. временем тюркского каганата, которая напоминает татаро-крещенскую тамгу «аю башы». М.И. Ахметзяновым также в ходе эпиграфических экспедиций были собраны тамги с эпиграфических памятников ХVІІІ-начала ХХ веков.
Большой пласт тамг жителей региона, как у татар, крещеных татар и чувашей был собран также Г.М. Макаровым в ходе этнографических экспедиций по территории региона.
***
В ходе архивных изысканий в Москве, Оренбурге, Самаре и Уфе мною было собрано большое количество тамг населения Восточного Закамья ХVІІ-ХІХ веков. В многочисленных документах, вплоть до 1920-х годов, жители края вместо подписи ставили свои тамги.
Для анализа собранного материала тамги жителей края по деревням Новое Надырово, Бишмунча, Маметево, Кичучатово, Чупаево были наложены на родословные тех или иных деревень. По нескольким селениям имеется по два и более документов с тамгами жителей. Так по дер. Бишмунча было зафиксировано 179 тамг из ревизских сказок второй половины ХVІІІ - начала ХІХ веков и прошений жителей селения за 1871 и 1873 годы. По материалам генерального межевания и материалам ревизских сказок известно, что в этом селении проживали следующие категории населения: башкиры - припущенники, тептяри, служилые, ямские и ясачные татары.
По тем же материалам межевания деревня показана в составе Юрминской волости. При этом абсолютное большинство населения составляли тептяри. При наложении тамг на родословные этих групп населения получается следующая картина. По башкирскому сословию селения удалось идентифицировать 15 тамг. Все они как в башкирской, так и в татарской среде трактуются как капка (ворота). Лишь у пяти тамг - ворот имеются добавочные линии. Такого же рода тамги в ХІХ веке отмечены и среди жителей - башкир деревень Урсаево и Тумутук Юрминской волости. Основную массу тамг по деревне составили тептярские тамги. Их можно разделить на пять типов, которые традиционно как среди башкир, так и среди татар называют «каз аяк» (гусиные лапки), «эвернэ» (мотовило), «чукеч» (молоток), «капка» (ворота), «чумеч» (ковш). Здесь интересно отметить то, что тамга «ковш» встречается трижды в прошении за 1871 год у тептярей, близких родственников Садретдина Магадеева, Габдрахмана Хабибрахманова и Хамидуллы Калимуллина.
В прошении же за 1873 год у всех троих показаны тамги «гусиные лапки». Тамга «ковш» встречается и среди тамг собранных Г.М. Макаровым в этой деревне. Такого же рода положение со сменой тамг наблюдается и по дер. Кичучатово. В прошениях датируемых 1851 и 1872 годами у одних и тех же лиц зафиксированы сходные, но все же различные тамги.
***
Видимо, в данном случае это объясняется отделением того или иного индивидиума из родительского дома и закреплением за новым хозяйством отличной от родительской тамги. Всего по тептярскому сословию среди наиболее употребительных можно выделить следующие тамги: капка – ворота (отмечена среди жителей дд. Альметево, Бишмунча, Новое Надырово, Сулеево, Урсалабашево, Чупаево), казаяк – гусиные лапки (Бигашево, Бишмунча, Кама – Исмагилово, Маметево, Сулеево, Тайсуганово, Урсалабашево, Чупаево), оч чыбык - три прута (Альметево, Кама – Исмагилово, Новое Надырово, Урсалабашево), чукеч – молоток (Бигашево, Бишмунча, Кама – Исмагилово, Сулеево, Чупаево), тарак – гребенка (Альметево, Бигашево, Кульшарипово, Маметево, Новое Надырово, Чупаево), дуга (Кама – Исмагилово, Новое Каширово).
В то же время многие из этих тамг зафиксированы у ямских и ясачных татар региона. Объясняется это в первую очередь условностью деления местного татарского населения на сословия. Так, в прошении за 1804 год государственных крестьян дд. Тлянчитамак, Кулметево, Нижние Кувады, Шигаево «о исключении… из полного государственного оклада в тептярское звание» говорится, что «пращеры, прадеды, деды были природные тептяри. Из этого дела, хранящегося в ГАОО, вытекает, что часть потомков Кутлумета и Бикмея Ишмекеевых в середине ХVІІІ века оказалось в тептярском сословии в дер. Сулеево, а часть оказалась в сословии государственных крестьян. Такое же положение наблюдается и по представителям рода Надыра Уразметова, его братьев и близких родственников, которые оказались в сословиях башкир, тептярей, служилых и ямских татар. Это подтверждается и тамгами этих групп населения.
У большинства представителей этого многочисленного рода тамга эвернэ. Такая же тамга у представителей рода, в которую входил и Р. Фахреддин.
***
Касаясь мишарского служилого населения, следует обратить внимание на полное отсутствие среди тамг этой категории жителей региона такой тамги как «алка» (кольцо), которое упоминается в современный период как среди населения дер. Усть-Уза нынешней Пензенской области, так и среди таких известных мишарских княжеских и мурзинских (для территории бывших Уфимской и Оренбургской губерний - тюменских) фамилий как Агишевы, Кочкаровы, Илышевы, Ногаевы, Сакаевы, Кудояровы, Еникеевы, Терегуловы. Превалирует же среди этой сословной группы такая тамга как «казаяк» (по деревням Миннибаево, Новое Надырово, Нижнее Абдулово, Старый Багряж-Елхово нынешнего Альметьевского района, Тимашево, Старое Утямышево, Подлесное Утямышево Черемшанского района, Верхние Чершылы Лениногорского района и т.д.)
В целом необходимо признать, что анализ тамг населения региона требует более пристального внимания. Это касается в первую очередь вариативности тамг по селениям региона. Необходимо также привлечь более широкий круг источников по тамгам, включая сюда и венгерские тамги, имея в виду иштякскую общность Восточного Закамья...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2