На старинных зарисовках Уильяма Симпсона на Митридатской лестнице видны скульптуры грифонов (рис 1).
Это были обращённые друг ко другу мордами мифические звери, объединяющие черты льва, орла и ящера и выполненные в реалистичной манере.
Характерные особенности: уверенная посадка на задних лапах и прямые передние лапы, грива на шее под клювом, гребень рептилии, торчащие вверх уши, загнутый полукольцом и прижатый к спине хвост, симметричные поднятые вверх и несколько расходящиеся в стороны крылья с рядами перьев, мускулистая грудь.
В 1985 году Крымской мастерской киевского института «Укрпроектреставрация» был разработан проект комплексной реставрации Митридатской лестницы (автор Сергей Ставрович Канев).
При расчистке грунта был обнаружен нижний фрагмент спины грифона из известняка. По нему были определены примерные размеры и поза утраченных изваяний. В этой работе заслуженному керченскому мастеру Роману Владимировичу Сердюку (1928–1992) помогали скульпторы художественных мастерских Александр Иванович Мельник и Виктор Фёдорович Будин.
Работы по восстановлению грифонов на Митридатской лестнице начались в 1986 году, а готовые фигуры были отлиты в следующем году из декоративного бетона на основе белого цемента и крошки мраморовидного известняка. За этот процесс отвечал старейший формовщик Крымского художественно-производственного комбината Сергей Григорьевич Кругов. Затем скульптуры были обработаны бучардой для придания текстуры натурального камня и 3 сентября 1987 года установлены на свои места.
По свидетельству В. Ф. Будина, старые грифоны были несколько меньше тех, которые создали они. Но, судя по чертежам А. А. Дигбия и зарисовкам У. Симпсона, различия в размерах не были существенными.
В положении фигур и повороте головы скульпторы вдохновлялись образами с оригинальных чертежей лестницы.
В целом облик новых грифонов оказался довольно близок по размеру и деталям к запечатлённым У. Симпсоном подлинникам за исключением художественного решения с поворотом головы в сторону города. Это свидетельствует о сохранявшейся преемственности между существовавшими скульптурами.
По материалам К. Н. и В. Н. Ходаковских, 2019 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев