Село Тургень – известно, в первую очередь, своими виноградниками, сильно пострадавшими во времена всесоюзной борьбы за трезвость. Потому как виноград выращивался не просто так, а поступал в большом количестве на винзаводы, в том числе и местные. Ныне старинное село (одно из самых старых в Заилийском крае) известно более тем, что через него проходит дорога в одноименное ущелье, архипопулярное место алматинцев: для коротких прогулок на природе и шашлыков на её лоне.То, что название Тургень некоторые производят от фамилии классика русской литературы – заблуждение распространенное. Но автор "Отцов и детей" никакого прямого отношения к этому большому селу у подножия Заилийского Алатау не имеет. Хотя некоторая "кривая" связь всё же просматривается. Дело в том, что фамилия самого ТУРГЕНЕВА имеет тюркские корни, что в общем-то неудивительно ввиду изобилия тюркизмов, весьма естественных для словарных особенностей языка народа, многие века граничившего со степным миром. И контактировавшего весьма близко. Известно, что в далёких предках и у самого Ивана Сергеевича Тургенева числились татары.
Однако значения топонима это не объясняет. И где истина?
Мне приходилось встречать версии, когда название Тургень производилось от термина "стоянка" или "проход". То и другое – логично, хотя вряд ли верно. Как утверждал один из наиболее авторитетных исследователей казахстанских названий профессор А. П. ГОРБУНОВ: "Топоним восходит к монгольскому слову тургэн (быстрая, крутой спуск)". Что взаимосвязано с местной топографией, позволявшей (или понуждавшей) при перекочёвках с кстау на джайляу (и обратно) двигаться в этом месте ускоренными темпами.
Действительно, название Тургень можно встретить не только в Казахстане. Я, например, сталкивался с ним в центре Азии, в частности в Туве. А тамошние пацаны часто кричат во время игр: "Турген, турген!", что значит: "Быстро, быстро!".
И само собой разумеется, что именно река дала название селению, а не наоборот (так тоже думают некоторые).
Особенности географии Тургеньского ущелья бросились в глаза первым исследователям Семиречья. Оно было проходимо для больших отар (хотя караванная тропа шла не по дну ущелья, а по верхам правого борта) и вело на обширное альпийское плато Асы. Недаром его так любили местные казахи.
Вот характерное мнение Г. ГИНСА, чиновника и беллетриста, из его очерка "В киргизских аулах", печатаемого в "Историческом вестнике за 1913 год:
"Ущелья Талгара дики и величественны, но в них нет простора. Горы изумрудного озера Иссык очаровательны, как и тот дивный самоцвет, что лежит на дне их. Они, однако, как гордые красавицы, соблазнительны, но неприступны и неприветливы. Совсем иного типа те горы, в которых начинается река Тургень. Они сравнительно покаты, в них нет недосягаемых, вечно сияющих снежных вершин, и между отдельными отрогами и разветвлениями горного хребта то и дело попадаются широкие зеленые долины. В этих долинах собирается много киргизских волостей, и веселая, беззаботная жизнь кипит здесь все лето, от середины мая почти до конца июля или начала августа, когда становится холодно, выпадает снег и начинают вновь серебриться недавно потемневшие вершины. В течение всего лета Тургенские горы кормят киргизский скот, но остаются зелеными и свежими и богатыми сочною травою…
На одной из этих Тургенских долин увидели мы всадников без числа. Прямо жутко было с непривычки видеть такое множество чуждых своему племени людей в остроконечных шапках, широких шароварах и теплых армяках, которые собрались в этой долине и ехали туда со всех сторон по склонам гор. Наш джигит, увидев эту несчетную киргизскую "силу", пришел в экстаз; не спросив разрешения, он с гиком и пронзительным свистом помчался карьером в толпу и скоро скрылся из виду.
Скоро мы узнали, в чем дело. Через неделю ожидались выборы волостных и аульных старшин, и здесь собрались выборщики для агитации и предварительных обсуждений возможных кандидатур.
В центре поляны, где толпище было особенно густо, видно было, как время от времени сталкивались между собою отдельные группы, слышались оттуда буйные крики и глухой гул одобрения и недовольства. Одному киргизу выбили глаз, и драка приняла серьезный оборот. Иногда кровопролития на выборах ("сайляу") бывают очень жестоки и серьезны…"
А вот как описывает перекочёвку аулов по Тургеньскому ущелью к джайляу Асы (одному из самых лучших в Заилийском Алатау) другой наблюдатель, Николай Васильевич СОРОКИН - ботаник, исследовавший Северный Тянь-Шань по приглашению губернатора КОЛПАКОВСКОГО в 1984 году ("В горах и долинах русского Тянь-Шаня" Исторический вестник. № 5,6, 1886"):
"…Целый день пробирались между многочисленными стадами и караванами киргизов, которые перекочевывали в долины со всем своим имуществом. Картина была весьма красива.
Длинная вереница верблюдов мерно шагает по тропинкам; одни навьючены кибитками, другие - кухней, третьи - мешками с хозяйственными принадлежностями; на некоторых покачиваются большие корзины и выглядывают хорошенькие лица только что проснувшихся детей или мордочки очень молодых ягнят и телят. Киргизки верхом (по-мужски) на лошадях тащат за веревку переднего верблюда. Кругом гарцуют девушки; седла их разукрашены; преобладает красный цвет; перетянутые кушаком, в синем халате, со множеством длинных разубранных монетами кос, они чрезвычайно ловко управляют лошадью: то мчатся в карьер по крутому спуску, то перепрыгивают через глубокие рытвины; с раскрасневшимися щеками и смелым взглядом черных глаз, эти амазонки весьма эффектны. И каким здоровьем дышит их загорелое лицо, как естествен румянец! Небольшая красивая голова или повязана красным платком, или скрывается под меховой шапочкой.
…Случалось встречать маленьких девочек и мальчиков, лет по шести или семи, бойко сидящих на жеребятах, оседланных в нарядные попоны.
И все это с криком, ревом, блеянием, ржанием и песнями идет и идет без конца…"
Но спустимся с гор и вернёмся вниз. Современное село возникло, когда в середине XIX века власть Российской империи распространилась до подножия Заилийского Алатау. И хотя местом строительства главного форпоста всего края здешнее предгорье не рассматривалось, быть может именно оно могло бы быть наиболее удобным во всех отношениях для основания большого поселения.
Именно в низовьях Тургеня когда-то располагался привычный брод через Или – им пользовались до постройки первого моста. А в верховьях существовал удобный проход через Заилийский Алатау (через Силик и Санташ) к Иссык-Кулю (следующий подобный на запад – лишь Кастекский перевал за Узунагачем). Неслучайно именно тут проходили и первые военно-научные экспедиции в которых участвовали ВАЛИХАНОВ и СЕМЁНОВ.
Понятно, что такое место и в давние времена не пустовало. Вблизи современного села находится как минимум два его предшественника. Одно поселение совсем рядом - в пойме реки. Оно существовало в X–XII веках. Второе – чуть далее, к Каракемиру. Там раскопками (исследования проводили классики местной археологии – РАДЛОВ в 1869, ПАНТУСОВ в 1897, БЕРНШТАМ в 1939 годах) выявлены вообще остатки оборонительных сооружений. Значит, речь может идти даже о городе.
Современное село было основано чуть позже Иссыка (Надеждинской) и Талгара (Софийской). В 1869 году. Но в отличие от тех казачьих станиц, Тургень изначально заселяли и обустраивали крестьяне-переселенцы из южных областей России.
Утверждается, что немаловажным моментом строительства явился Тургеньский винокуренный завод, "находящийся в двух верстах ниже села Михайловского Верненское уезда" и принадлежащий "Казалинскому 1-й гильдии купцу Н. И. ИВАНОВУ". В 1903 году на заводе были установлены ректификационные аппараты "Саваль". Этому же хозяину принадлежало и ещё одно местное предприятие - мельница, на которой трудились пятеро работников.
Вскоре после появления поселение превратилось в настоящее село: в нём появился свой православный храм – Свято-Михайловская церковь. Село считалось зажиточным и богатым. В начале прошлого века в нём обитало 3000 человек.
Благодаря дотошности пламенного верненского краеведа и статистика Владислава Ефимовича НЕДЗВЕЦКОГО, мы можем представить себе Михайловское на рубеже столетий.
В конце XIX века Михайловское стало центром единственной в Верненском уезде "крестьянской волости" (чем-то вроде райцентра), в состав которой входило несколько сёл: Зайцевское (Чилик), Маловодное, Николаевское и Карасуйское. Волостным старшиной состоял Дмитрий Иванович ЕРОЛЬСКИЙ. В Михайловском жил и старший объездчик Тургеньской лесной дачи (Верненского лесничества) Михаил ВАСИЛЬЕВ.
Не случайно, что Михайловское было одним из медицинских центров Верненского уезда (всего в уезде существовало 4 врачебных участка). Сюда обращались за помощью не только местные, но и жители станиц Софийской (Талгар) и Надежденской (Иссык), а также волостей казахских: Тургеньской, Восточно- и Западно-Талгарской, и таранчинской (уйгурской) Карасуйской. В штате состояли: участковый врач - классный асессор Иосиф Николаевич РАЧИНСКИЙ, участковый фельдшер - Василий Григорьевич ЛИТВИНЕНКО, и фельдшер-акушерка - Анна Андреевна ДРЁМИНА.
А вот мировой судья 3-го следственно-мирового участка Верненского уезда (коллежский советник Роберт Карлович БЕРЕНС), куда входили село и окрестности, находился в Верном. Что было не совсем удобно. Почтового тракта не было, а добираться до областного центра приходилось по два дня (иногда шли пешком).
В селе Михайловское находились и два учебных заведения. Приходское училище, законоучителем которого состоял священник местной Михаило-Архангельской церкви Полиевкт Петрович МЕЛИКОВ, заведующим - Никандр Иванович САМОЙЛОВ, а учителями Лев Никифорович ШЕНДРИКОВ и сменившая его Глафира Иосифовна ЧЕБЫКИНА. Корме того, в селе находилась ещё и церковно-приходская школа. Которой заведовал тот же о. Полиевкт, а учили в ней детей Мария Николаевна ИЗРАЗЦОВА, Анна Павловна КРАСИКОВА и Анна Филипповна НИКИФОРОВА.
Михайловское считалось одним из центров пчеловодства Семиречья. Славились пасеки крестьян: Петра КАНТЕМИРОВА, Иосифа и Николая СЫЧЕВЫХ, Дениса БОКАРАСОВА, Елисея КУЛИШЕВА, Семена КУЛИШЕВА, Ивана КАНТЕМИРОВА, Якова ШАУЛЬСКОГО, Кузьма ТЕРЕХИНА, Ивана МАЛЫГИНА.
Как и чем жили те тургеньцы? Об этом мне довелось когда-то поспрашивать старожилок, с которыми удалось пообщаться в начале 90-х годов прошлого века. К сожалению, я вёл записи не конспективно, а "по горячим следам", и не сохранил фамилий тех двух милых старушек, которые так ярко вспоминали о своём детстве и так горько о своей юности. Помню, что одну из них звали "бабой Клавой".
Вот то, что сохранилось из тех записок:
"…По рассказам стариков, первый год поселенцы зимовали "внизу" (по реке) построив из камня хижины-землянки. А уж на другой год начали строить там, где сейчас часть села у церкви. Улицы назывались Поповская, Балхаш (посередине, вокруг луж, рос камыш).
…Окрестные называли михайловских "хохлами", хотя все они были русскими. Это от того, что были они выходцами из южных губерний.
…На реке стояла маслобойка и спиртзавод. Недалеко была плантация помидор – нанимались к плантаторам…
…В город (Верный) дорога была отвратительная. Часто ходили пешком – а это два дня. Ночевали в Талгаре. "Талгарские и иссыцкие" "хохлов" с Тургеня не любили. Это было взаимно. Казаки были все "мелкие и чёрные", и "мы туда замуж не ходили" …
…Молодые девушки собирались на супрядки по хатам, поочерёдно. Туда же приходили и парни…
…На всё село было тогда два пьяницы. Их помнят поимённо до сих пор. Остальные пили лишь по праздникам…
…Колокол Тургеньский был слышен аж в Маловодном…"
А потом случилось то… Что случилось
"…Последнего священника, о. Михаила МЕЛИКОВА, расстреляли на спуске в Тургенку в начале 30-х. Тогда же и церковь разорили. У о. Михаила было трое детей. Сам он был нрава строгого…
…В 32-м пошла волна раскулачивания. Из 1000 дворов осталось всего 30. В селе и проживало-то всего три богатея, которые имели магазины. Их, и к ним прировнённых, расстреляли тут же, за околицей. Кого "на спуске", кого у кладбища. Всю зиму не разрешали похоронить…
…Расстреливали по ночам приезжие из Алма-Аты. У оставшихся забирали весь "лишний" скот. А самих ссылали на Урал (Арал?). Домой не вернулся никто…
…Попытка организовать колхоз предпринималась сразу, вслед за установлением советской власти. Артель назвали "Беднота", но никто, кроме самых бедных, в неё не шёл. Эта-то беднота и осталась в опустевшем селе после 32-го…
…Дома тогда разбирали и увозили, по соседству – "в коммуну", где сейчас село Ленина. Увозили самые лучшие дома. Но коммуны не вышло, и их там так не построили...
…В 33-м случился голод. Урожай был, но из-за отсутствия людей его не смогли убрать. Видимо, была и какая-то политика – обе старушки помнят, что зерно гнило в снопах, которые обмолачивать не разрешали. В селе в ту зиму поперемёрло от голода много народа, особенно стариков".
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
Комментарии 12
https://turgenskiy.livejournal.com/20253.html
https://www.ratel.kz/outlook/turgen_kakoe_otnoshenie_selo_v_semireche_imeet_k_klassiku_russkoj_literatury
Мне тоже этот автор нравится. Он с Алатау, где институт ядерной физики и про Алмату с окрестностями довольно много пишет. Одно время в АиФ активно его статьи печатали, с удовольствием читал.