Уже будучи арестованным и начав пить чашу страданий за наши грехи, Иисус Христос стоял перед Пилатом и отвечал на некоторые из его вопросов. В числе прочего Иисус сказал римскому правителю такие слова: «Царство Мое не от этого мира; если бы от мира этого было Царство Мое, то служители Мои сражались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но теперь Царство Мое не отсюда» (Иоанна 18:36). Этими словами Иисус подчеркнул водораздел, установленную Им в новозаветное время непреодолимую границу между какими бы то ни было царствами земли и Царством Божиим.
В ветхозаветное время, с момента призвания Авраама, во все время существования государства Израиль, два царства – земное и Божье – были соединены в лице народа Израиля в одно. С одной стороны, евреи в то время были подобны всем другим царствам земли, с определенной структурой своего государственного устройства. С другой стороны, они представляли собой народ, избранный живым и истинным Богом среди всех народов земли, призванный поклоняться и служить Вседержителю, свидетельствуя превосходство данной и исповедуемой ими религии перед всеми людьми.
Но этот подход не сработал, обессиленный человеческой греховностью и испорченностью. Как писал апостол Павел: «Ибо не тот Иудей (истинный еврей, член народа Божьего), кто таков по наружности (по названию, по плотской наследственности), и не то обрезание, которое наружно, на плоти (исполненное только лишь формально); но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога» (Римлянам 2:28-29). Потому в новозаветное время Иисус Христос учредил сущностное и функциональное разделение между Своим, Божиим народом в лице Церкви и государственными структурами этого мира.
С начала существования Церкви на земле в день Пятидесятницы ни один из народов земли и ни одно из государств мира не имеет права и не может претендовать на то, чтобы являться Божиим народом или представлять в своем лице Царство Божие на земле. Даже евреи и Израильское государство!
Спаситель и Господь Духом Святым начал создавать Себе особенный народ, составляемый из представителей всех народов, национальностей, рас и сословий, населяющих землю, из людей, которые приняли верою услышанное Евангелие своего спасения и через рождение свыше от Бога и принятие Святого Духа стали детьми Божиими среди людей в этом мире. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (собственность Вседержителя и дано особенное предназначение), чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; когда-то не народ, а теперь народ Божий; некогда непомилованные, а сейчас помилованы» (1-е Петра 2:9-10).
Теперь для истинных детей Божиих, находящихся в Его церкви, не существует прежних земных национальностей и сословий («разве только вы не то, чем должны быть» (2-е Коринфянам 13:7). Апостол пишет: «Ибо все вы – сыновья Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже еврея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы – потомки Авраама и по обетованию – наследники» (Галатам 3:26-29). «Все же вы – братья» (Матфея 23:8).
С дня сошествия Святого Духа на землю Царство Божие никогда не идентифицировалось ни с каким из светских государств. Иисус учил: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: „Вот, оно здесь“ или: „Вот там“. Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть» (Луки 17:20-21). Апостол добавляет: «Царство Божие – не пища и питье, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе» (Римлянам 14:17). Царство Божие с того времени уже не определяется внешней, материальной и физической сущностью этого мира, но духовной сущностью вечного мира. Нет таких внешних форм, условностей, видимых границ или чего-либо подобного, которые внешне точно и исчерпывающе обозначают границы Царства Божьего среди людей, живущих на земле. Граница эта проходит в невидимом, но реальном духовном мире. Царство Божие там, где пребывает Дух Святой, начиная от Его присутствия в конкретных людях, а также во всех делах Его детей, совершаемых ими при водительстве Духа, исполнении Им и в Его непосредственном присутствии.
Сложность для верующих людей, пришедших к Господу и принявших Его Святой Дух, заключается в следующем: каждый из них – триедин, как и Сам Господь Бог: имеет дух, душу и тело. Соответственно на все, что мы проживаем и переживаем здесь на земле, на всякую ситуацию, мы можем реагировать от трех имеющихся у нас сущностей: с позиции тела или плоти, с позиции души или же с позиции рожденного свыше духа. И это всегда – наш выбор, наше решение в каждом конкретном случае.
Наша плоть всегда полностью земная и мыслит о земном: ей важна всякая земная реальность, ценности временного мира. Духовного и вечного она не понимает и даже враждует со всем подобным, находясь с ним в постоянном противоречии. Невозможно в каком-то одном подходе, каким-то одним решением соединить и удовлетворить интересы плоти и духа, как нельзя соединить воду и масло, воду и огонь и другое тому подобное. Потому плоти каждого человека понятны и близки интересы земных царств и чужды ценности и цели Царства Божьего.
Подобное происходит и с душой человека: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он считает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом нужно судить духовно» (1-е Коринфянам 2:14). Хотя душа человека имеет нематериальную и вечную природу, но познание мира она черпает через пять органов чувств плоти, и на этом строит свое понимание происходящего, а потому привязывается к временному миру и живет его ценностями. Апостол Иаков пишет об этом: «Это не есть мудрость сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иакова 3:15).
И лишь дух человеческий, рожденный от Духа Божия Святого, способен видеть и понимать вечное и нетленное, «входить во внутреннейшее за завесу» (Евреям 6:19). «Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего; но мы прияли не духа мира этого, а Духа от Бога, чтобы знать дарованное нам от Бога; что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1-е Коринфянам 2:11-13).
Потому, верующий человек: помня о вышесказанном, во всяком земном вопросе и деле, – ищи, находи и избирай духовный и вечный взгляд и подход.
Душа у человека находится как бы посредине между плотью и духом и, имея свободную волю, избирает кого слушаться и кому подчиняться. Если решит подчиняться интересам плоти, тогда душевностью будет облечено все земное и временное: оно будет ценным, восхваляться и воспеваться, переживаться с особенной чувствительностью, принадлежащей душе. Но если душа изберет повиноваться рожденному свыше духу и станет на сторону духовных и вечных ценностей, то она станет находить утешение в Божиих обетованиях, родиной для нее станет Новое Небо и Новая Земля, здесь на земле будет все больше ощущать себя странником и пришельцем, то есть как в абсолютно чужом для себя мире, и все ее наслаждение и радость будет сокрыты в Господе.
Вернемся к истории страданий Христа (Матфея 26-я, Марка 14-я, Луки 22-я, Иоанна 18-я главы). Зачем Иисус перед Своим арестом просил учеников приобрести меч? В тот момент они нашли два меча, и Он сказал им, что этого достаточно. А когда Петр взял меч и хотел защитить своего Учителя, то Христос тотчас приказал ему положить меч на свое место, сказав, что, взявший меч – от меча и погибнет. Зачем нужно было брать с собой меч, чтобы тут же вложить его в ножны??? Причем, Спаситель тут же исцелил рану, нанесенную Петром обидчику.
Иисусу нужен был меч только для того, чтобы наглядно продемонстрировать для Своих последователей важное функциональное изменение в Божьем Царстве. В ветхозаветное время, когда земное государство и Царство Божие были соединены в одно, тогда верующим людям было допущено участвовать в разного рода войнах, отстаивая интересы Царства Божьего и Его народа на земле. Но в новозаветное время Господь разделяет ответственность и обязанности между земными и Божьим царствами, и Своим детям Он отныне говорит: вложи меч в ножны! Теперь вести земные войны не является функциональной обязанностью граждан Царства Божьего. «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матфея 26:51-54).
Ученики Иисуса, следуя за Господом и будучи евреями, постоянно мечтали о восстановлении величественного царства Израиля. Они даже спорили между собой за министерские портфели. Распятие и смерть Христа привели в полное крушение их земные надежды. Когда же Христос явился им после воскресения и удостоверил их в факте Своего восстания из мертвых, они опять спрашивают Его: «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?». На что получили конкретный и даже резкий ответ от Христа: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деяния 1:6-7). А какое же ваше дело, ученики Иисуса??? Быть свидетелями Христа и Его Евангелия в этом мире, во все времена, во всех народах, до края земли (Деяния 1:8).
Апостолы настолько близко приняли и поняли слова Спасителя, что во всем своем последующем служении полностью дистанцировались от политики. Хотя во время написания ими посланий на их земной родине в Израиле было очень горячее политическое время: постоянно происходили восстания против римлян и их подавления; чего стоит только одно самое важное событие того периода – разрушение Иерусалима! Но в своих посланиях они не оставили ни малейшего намека ни на одно из политических событий своего времени! Они учили верующих, что «всякая власть – от Бога» (Римлянам 13:1-2). Апостолы полностью и безраздельно сосредоточились на задачах и делах Царства Божия на земле.
Безусловно, отделив верующих людей для Себя и поместив в Свое царство, Господь не утратил и не упразднил контроль над земными царствами. Они полностью остаются под Его абсолютным контролем. Все, что происходит в политике, хорошее и плохое – всегда во власти Бога Вседержителя. Но это уже – не дело Церкви и народа Божьего на земле. «Благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил от вечности Сущего, Которого владычество – владычество вечное, и Которого царство – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат: по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой…» (Даниила 4:31-33).
Маленькое, но важное замечание: как невозможно жить в одно и то же время по духу и по плоти, так и невозможно в одно и то же время служить двум царствам – любому из земных и Божьему. «Никто не может служить двум господам: ибо если одного будет ненавидеть, то другого любить; или если станет одному проявлять усердие, то о другом будет нерадеть» (Матфея 6:24). Потому, не обманывайтесь сами и не обманывайте других! «Испытывайте самих себя, самих себя исследуйте» (2-е Коринфянам 13:5).
(Сергей Тупчик, «Размышления».)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев