ИСПОВЕДАНИЕ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ — ч. 1
«Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Притч. 19:3).
Установленное церковью «таинство исповеди» породило немало различных злоупотреблений как со стороны прихожан, так и со стороны служителей. Если священники — грешные люди — прощали грехи, то закономерным последствием стало легкомысленное отношение к греху, что не просто огорчало святого Бога, но поистине бесчестило Его имя. Пользуясь тем, что прихожане поверяли им свои сугубо тайные помыслы и поступки, служители злоупотребляли подобной информацией в своих целях.
В своем замечательном произведении «Однодум» Н. С. Лесков рассказывает об удивительном человеке, А. Рыжове, который, читая Библию, вел согласно ее духу поразительно честную, благочестивую жизнь. Став квартальным надзирателем в г. Солигалич Костромской губернии, он стал наводить там образцовый порядок. За свою столь беспокойную и неблагодарную работу он получал гроши — жалованье два рубля восемьдесят семь копеек в месяц, на которое (как скажет потом губернатор) «овцу прокормить нельзя». Но Рыжов умудрялся кормить себя и свою семью. Городничего это весьма смутило: как он может жить на такие гроши? Решил навести справки, не берет ли он взятки и всякого рода подношения. Городничий совсем потерял покой и обратился за помощью к протопопу, чтобы он на исповеди испытал Рыжова и узнал, чем тот дышит. Протопоп пообещал, «гневом Божиим припугнув, все от него выведать, что в нем есть тайного и сокровенного и за что он даров не приемлет». «Протопоп выисповедал Рыжова и даже похвалился, что на все корки его пробрал, но не нашел в нем греха к смерти». И доложил городничему:
— Каялся, — говорит, — в одном, в другом, в третьем, — во всем не свят
по малости, но грехи все простые, человеческие… А «что даров не приемлет», то по одной вредной фантазии.
— А в чем она заключается?
— Библии начитался…
— Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?
— Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.
— Неужели до самого до «Христа» дошел?
— Всю, всю прочитал.
— Ну, значит, шабаш.
Вот так беззастенчиво извлекали «пользу» из искаженного исповедания.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев