Федор Шаляпин родился в крестьянской семье в Казани, в молодые годы учился на сапожника и подрабатывал статистом в провинциальной драматической труппе. Прославился он как певец, один из самых известных русских басов.
Шаляпин выступал на многих сценах: в московском Большом театре, итальянском оперном доме Ла Скала и американском «Метрополитен-опера».
Театральный путь Федора Шаляпина
начался в драматическом театре. Он считал датой своего дебюта сентябрь 1889 года: будущий артист вступил в казанскую драматическую труппу Василия Серебрякова на должность статиста. Шаляпин тогда уже пел — в соборном хоре. Вскоре он дебютировал и в опере: исполнил партию Зарецкого в «Евгении Онегине».
Первую большую роль Федор Шаляпин получил позже. После сезона-1889/90 он отправился в Уфу. Там его наняли хористом в опереточную труппу Семена Семенова-Самарского. Стать солистом Шаляпину помог случай.
18 декабря 1890 года играли оперу «Галька» польского композитора Станислава Монюшко. Перед спектаклем заболел один из ключевых артистов — исполнитель партии Стольника, отца заглавной героини. Хористу с хорошо поставленным голосом доверили выйти на сцену в одной из главных ролей.
После полноценного дебюта в Уфе Шаляпин на несколько лет остался в провинциальных оперных антрепризах — частных театрах. Однако средоточием музыкальной жизни были крупные города, и Шаляпин мечтал перебраться туда. В 1894 году он недолго проработал в Московской частной опере Михаила Лентовского, а позже уехал в Петербург. Меломаны уже знали его и приглашали в светские салоны — например, спеть арию
Ивана Сусанина. В 1895 году певец получил место солиста в Мариинском театре. Ему тогда исполнился 21 год.
Друзьям Федор Шаляпин писал: «Ты подумай, я, подзаборный Федя, и вдруг стал артистом императорских театров!»
В труппе Мариинки Шаляпин пробыл недолго. В XIX веке репертуар басов был невелик, а в театре работали и более опытные певцы с этим тембром — среди них отец Игоря Стравинского
Федор Стравинский. Шаляпин получал мало выступлений.
Летом 1896 года он уехал на летний сезон в Нижний Новгород, в театр Саввы Мамонтова. После дебюта в партии Ивана Сусанина меценат пригласил артиста в свою московскую Частную русскую оперу. Работа у Мамонтова принесла Шаляпину известность. После четырех лет в труппе певец снова поступил в Императорские театры, на этот раз в Большой. Пригласил его лично Владимир Теляковский — театральный администратор, управляющий Московской конторой Императорских театров и будущий последний их директор. Федор Шаляпин в книге «Страницы моей жизни» вспоминал, что Теляковский был готов создать все нужные для артиста условия и перестроить работу театра под его привычки: «Вот мы все и будем постепенно делать так, как вы найдете нужным».
Для дебюта выбрали партию, которую Шаляпин исполнял довольно часто, — Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Образ дьявола артист примерил еще в Тифлисе в 1893 году, а позже играл и в Мариинском театре, и в Частной опере. Об исполнении у Мамонтова писал музыкальный критик Семен Кругликов:
«…точно сошел с картины первоклассного художника, с лучшей иллюстрации к Гётеву Фаусту — сам длинный, костлявый, а бледное лицо с довольно редкой растительностью то и дело передергивается язвительной гримасой; но и здесь ничего утрированного, ничего грубо подчеркнутого. Поет артист со свойственной ему даровитостью фразировки, так и пропитанной на этот раз беспощадной иронией и презрением».
Мефистофель остался одной из коронных партий Федора Шаляпина до конца карьеры. Он часто выбирал этот образ для первого выступления в других театрах. Например, в 1901 году певец появился на сцене миланского Ла Скала как Мефистофель из одноименного сочинения Арриго Бойто.
Федор Шаляпин до революции
пользовался огромной популярностью у российских зрителей. Критик Юрий Беляев называл его «царь-басом». После 1917 года он продолжил работать — даже несмотря на то, что раньше служил в Императорских театрах и однажды во время спектакля преклонил колено перед Николаем II, который сидел в ложе. Шаляпин поддерживал революцию: он давно сочувствовал рабочим, пел для них, иногда бесплатно. А благодаря поддержке Владимира Ленина
артист не только не лишился имущества и статуса, но и вскоре возглавил Мариинский театр.
Однако в 1920-х ситуация начала меняться. Артист решил покинуть СССР. Перед отъездом он дал несколько бесплатных концертов — в Москве и Петрограде. Выступление в бывшей столице стало для Шаляпина прощанием с российской публикой и страной. 29 июня 1922 года Федор Шаляпин пел на сцене Большого зала Петроградской филармонии
"Сотни жаждущих проникнуть в здание толпились у подъездов, запрудив Михайловскую улицу. Ровно в 2 часа дня вспыхнули переливами огней огромные хрустальные люстры. На эстраду помпезного концертного зала вышел Шаляпин. Артист был в полном параде, в безукоризненном фраке. Он блистал брильянтовыми запонками, своей величественной осанкой. В программе были собраны любимые оперные арии и романсы, создавшие шаляпинскую концертную славу. Слушатели бурно аплодировали артисту, заставляя его бисировать по многу раз. Под конец он пел русские народные песни, в которых звучала неизбывная тоска по широкому волжскому раздолью."
(Из воспоминаний Бориса Филиппова, директора Центрального дома работников искусств и Центрального дома литераторов).
Шаляпин завершил концерт революционной «Дубинушкой». Она стала последней песней, которую известный бас исполнил на родине. На следующее утро он сел на пароход «Обербюргермейстер Хаккен» и отправился в Германию. Из поездки, которая изначально предполагалась как лечебная, Федор Шаляпин не вернулся.
10 фактов о Федоре Шаляпине
Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. В Богоявленском соборе Казани было весьма прохладно, священник, который крестил младенца, решил провести обряд в сокращенном виде, дабы окончательно не простудить и не заморозить ребенка. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге фамилию как «Шаляпкин». В таком виде несколько лет назад нашли ее в архиве исследователи творчества певца.
Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. По случайности в одном доме с семьей Шаляпиных жил регент церковного хора, который проверил у юного Федора слух, убедился, что с этим и с голосом все в порядке, и дал ему пару уроков музыкальной грамоты. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Точнее, дебют этот не состоялся. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Кстати, волнение и застенчивость, несмотря на мировую славу, так и остались в его характере.
Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Но итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он оказался в одной труппе, всерьез вскружила ему голову. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине»
и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Непостижимо, как это смогла понять Иола, не знавшая тогда русского языка, но согласие на брак было получено.
Первой большой партией Шаляпина на сцене Мариинского театра был Руслан, на подготовку к спектаклю у певца было всего две недели, что оказалось недостаточным. Это был если не оглушительный провал, то явный неуспех, после которого на Шаляпине на какое-то время поставили крест и стали поручать ему лишь небольшие партии. Шаляпин, хотя ему был всего 21 год, отнесся к ситуации мудро и потом часто говорил, что эта ситуация «навсегда вышибла из него самоуверенность».
Когда Федор Шаляпин получил телеграмму из Ла Скала с предложением исполнить на этой сцене партию Мефистофеля в опере Бойто, певец поначалу решил, что это розыгрыш. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Чтобы театр отозвал свое приглашение, Шаляпин назначил баснословный по меркам тех лет гонорар, в надежде что контракт не будет подписан. Но в театре приняли условия русского баса. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски.
На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Пройти в ложу короля можно было только через зал, что Шаляпин и сделал прямо в гриме и костюме только что сходившего с ума царя Бориса. В королевской ложе возникла пауза, король почему-то молчал, тогда Шаляпин, решивший, что монарх робеет перед величием русской музыки, заговорил с ним первый. Чем нарушил этикет. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук.
Шаляпин вообще не робел перед сильными мира сего. Как-то император Николай Второй прислал ему в подарок золотые часы. Шаляпину показалось, что они недостаточно дорогие, те, что были у него на руке, стоили много дороже. И он отослал этот подарок директору Императорских театров Теляковскому вместе с письмом, в котором объяснял, почему он так поступает. Теляковский каким-то образом сумел уладить инцидент, и Шаляпин получил новый футляр с часами от императора. На этот раз часы были очень дорогие.
Шаляпин был не только великим певцом и одаренным драматическим актером, но и талантливым художником. Его интерес к живописи начался с зарисовок во время поисков нужного грима к тому или иному образу, что он делал весьма тщательно. Живопись интересовала Федора Ивановича, и он никогда не отказывал себе в удовольствии рассматривать картины старых мастеров. Было среди его друзей и много художников, которых он любил, как он сам говорил, за то, что «они умеют выхватить кусок жизни».
Шаляпин долгие годы сочувствовал социалистическому движению и даже как-то решил вступить в партию. Однажды, гуляя по Капри с Горьким,Федор Иванович спросил у писателя совета: «Не стоит ли мне, Алексей Максимович, вступить в партию социал-демократов?» Горький строго посмотрел на него и ответил: «Ты для этого не годен. Ни в какие партии не вступай, будь артистом, с тебя этого довольно». В дальнейшем Шаляпин был очень благодарен Горькому за этот совет.
Из:«Культура.РФ»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев