В царской России Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года. До революции Рождество Христово было самым торжественным и светлым новогодним праздником. В современной же России Рождество - довесок к Новому году.
У рождественского праздника всегда были две составляющие – церковная и мирская. Весь народ постился, молился, зажиточные давали милостыню бедным. А тем временем в городах и крупных сёлах разворачивались шумные ярмарки. Туда шли обозы со съестными припасами. В магазинах и лавках люди закупали снедь для праздничного стола и подарки для близких. Дворяне тоже не отказывали себе в удовольствии прогуляться по рождественской ярмарке и ощутить атмосферу приближающегося праздника.
Рождество было принято праздновать в семейном кругу. А после уже ходить в гости. Как правило, весь второй день проходил в разъездах — нужно было лично поздравить всех друзей и знакомых.
В 1890-е задачу сильно облегчило появление рождественских открыток (приходите на наши мастер-классы и мы поделимся историей открытки и покажем коллекционный эксклюзивный альбом с открытками за 100 лет.)
После окончания Рождественского поста жители дореволюционной России не стремились сразу же приступать к еде. Свою рождественскую радость наши предки выражали в умеренном веселье, общении с детьми и родственниками, активных играх на улице.
В сёлах и в городах Рождество праздновали по-разному. В аристократических и буржуазных кругах были популярны рождественские балы и маскарады. Публика победнее развлекалась балаганами и вертепами, представлявшими сценки на рождественскую тему.
А вот рождественская елка — это уже весьма современный атрибут.
В России первые упоминания о новогодних елках относятся к временам Петра I. Только вот после его смерти елочную традицию предки забыли на долгие годы. И потом уже рождественские елки появились лишь в начале XIX века в Петербурге.
Праздничная ель была установлена в России 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Федоровны - жены будущего императора Николая I. Императрица ввела этот обычай, памятуя о своем детстве в Германии.
Тогдашние рождественские ёлки отличались от современных. Их не украшали специальными игрушками, но могли развешивать на ветвях подарки или съедобные мелочи вроде яблок, печенья или пряников, которые детям разрешалось съесть после наступления Рождества.
Большевики, придя к власти, не запрещали Рождество специально — его оказалось просто некому праздновать. В Гражданскую войну было не до ёлок — люди думали в основном о хлебе и о том, как выжить.
Однако красные невольно изменили дату празднования Рождества. После декрета СНК о переходе на Григорианский календарь праздник сдвинулся с 25 декабря на 7 января, поскольку церковь сохранила прежнюю систему.
Вскоре после окончания Гражданкой войны и смерти Ленина большевики решили постепенно разделаться и с ёлкой.
А с 1929 года Сталин повел глобальное наступление на религию в СССР — 1928 год стал последним, когда религиозные праздники (Рождество, Пасха, Духов день и Преображение) были нерабочими днями.
Заодно отменили и Новый год. Продажу ёлок запретили под угрозой штрафа или принудительных работ. Несколько лет праздники приходилось отмечать тайно. Антиёлочную кампанию сопровождала яростная пропаганда.
Так продолжалось 6 лет — пока Постышев не убедил Сталина вернуть елки, но изменить их суть. Теперь новая елка заметно отличалась от прежней. Во-первых, она стала не рождественской, а новогодней. Рождество и Новый год (до 1947 года) остались рабочими днями.
Во-вторых, изменились и украшения — вместо Вифлеемской звезды советские елки венчала коммунистическая красная. Игрушечных ангелочков сменили серпы, молоты, красноармейцы, самолетики и маленькие танки. Тогда же появились два главных героя советского Нового года: Дед Мороз и Снегурочка.
Кое-какие упоминания Деда Мороза в дореволюционной сказочной литературе имеются, однако главным рождественским героем он никогда не был. Как и Снегурочка, целиком советский новодел: никакого отношения к Рождеству в дореволюционные времена она не имела и была дочерью Деда Мороза из одноименной пьесы-сказки Александра Островского.
Каноническая пара стала непременным атрибутом Нового года только в 1937 году.
Так, большевики сохранили ритуал, но подменили его смысл новым, советским.
Окончательно современный праздничный канон сложился в брежневские времена: «Голубой огонек» по телевизору, речь генсека/президента, шампанское, мандарины, салат «Оливье» и новогодние концерты.
Что касается Рождества, то оно превратилось в религиозный праздник. В 1990 году в РСФСР его объявили нерабочим днем, но сейчас это просто часть новогодних каникул. Каникулы, кстати, очень напоминают дореволюционные Святки, тоже длившиеся почти две недели.
Несмотря на возрождение интереса к Рождеству в постперестроечной России, оно так и не смогло восстановить былых позиций, оставшись чисто религиозным праздником вроде Пасхи. Некоторые традиции, такие как балы-маскарады, праздничный стол, открытки, и наряженные ёлки сохранились, но как элемент Нового года. Другие — например, колядование и святочные представления — исчезли совсем.
В канун Рождества 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге был впервые поставлен балет «Щелкунчик» на музыку Чайковского. С тех пор петербургская традиция постановки «Щелкунчика» на Рождество стала популярной в европейских странах, а музыка к балету сопровождает праздничные елки до сих пор.
#Библиогид_МБУК_ЦБС_г. Майкоп
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев