Император Александр І прославился не только своими военными подвигами – его называют одним из самых любвеобильных русских правителей. У него была красавица-жена, сводившая с ума поэтов и придворных, и несколько фавориток. Его роман с Марией Нарышкиной был самым длительным и серьёзным – они провели вместе 15 лет,
Своему царственному любовнику Мария родила, как принято считать, пятеро детей – четырёх дочерей и одного сына. Три дочки – две Елизаветы и Зинаида – умерли практически сразу после рождения (соответственно, в 1803, 1804 и 1811 годах). Ещё одна дочь, Софья (1808-1824), скончалась от чахотки в 16 лет, почти накануне своей свадьбы с графом Андреем Петровичем Шуваловым (1802-1873).
В одних источниках её описывают как скромную молчаливую красавицу, в других – как самоуверенную и нагловатую femme fatale.
Какой на самом деле была самая блестящая фаворитка Александра І?
Александр І был внуком Екатерины ІІ и старшим сыном Павла І. Воспитанием будущего императора занималась Екатерина ІІ, она же выбрала для него жену – Луизу-Марию-Августу Баденскую, после крещения в православной церкви – Елизавету Алексеевну. Она была кроткой, деликатной, безупречно воспитанной, к тому же очень красивой. Но её добродетели ценили все, кроме супруга.
Мария Антоновна Нарышкина была не первой фавориткой императора, но именно её многие называют единственной сильной страстью Александра І. Все его предыдущие романы были кратковременны, а этот продлился 15 лет. Их отношения вылились в подобие второй семьи.
Чем же смогла покорить императора Мария Нарышкина?
Графиня Мария Антоновна Нарышкина (урождённая княжна Святополк-Четвертинская, 1779-1854) была потомком древнего украинского (волынского) княжеского рода, напрямую происходившего от Рюриковичей. Основоположником фамилии считается Великий князь киевский, Святополк Изяславич (1050-1113), внук Ярослава Мудрого, сын его старшего сына Изяслава Ярославича (1024-1078).
Сама фамилия рода образовалась от названия их родового имения Четвертня на Волыни, и впервые упоминается в документах от 1388 года. Приставка “Святополк” появилась, согласно польским традициям, уже ближе к рождению Марии, после того, как род был ополячен и окатоличен.
Мария была дочерью польского вельможи Антония Четвертинского, который стоял за сближение Речи Посполитой с Россией, из-за чего был линчеван варшавской толпой в разгар восстания Костюшко.
После смерти отца Мария Четвертинская осталась, вместе со своими братом и сестрой, круглой сиротой в 15 лет. Её мать, дворянка из шведско-голландского рода, баронесса Тёкла фон Кампенгаузен (около 1750-1784), скончалась, когда девочке было всего 5 лет. Мачеха, Колетта Адамовна Колоневская (1774-1840), бывшая всего лишь на 5 лет старше Марии, вывезла своих падчериц и пасынка, вместе с родным двумя сыновьями, в Петербург, ко двору Екатерины II .
Вдове императрица пожаловала 1500 душ крестьян (огромное состояние в те времена) в Литве, в Гродненской губернии, и придворное звание статс-дамы (что не помешало ей в дальнейшем вернуться в Польшу). Обе дочери были пожалованы фрейлинами и помещены во дворце, а их брат, молодой князь Борис – определён в кадетский корпус, откуда 1-го января 1796, несмотря на свои ещё весьма молодые годы (ему было всего 12 лет), был выпущен подпоручиком в Преображенский полк.
Все пятеро детей погибшего “за преданность России” коллаборанта заняли при петербургском дворе со временем блестящее положение. И, разумеется, приняли православную веру. В 16 лет юную красавицу Марию выдали замуж за 31-летнего графа Дмитрия Львовича Нарышкина (1764-1838), одного из богатейших дворян России того времени и родственника правящего царского дома Романовых (его дед по отцу, Александр Львович Нарышкин (1694-1746), приходился двоюродным братом Петру I .
Это событие (свадьба) было воспето Державиным в лёгком грациозном стихотворении «Новоселье молодых», где поэт называет их Дафнисом и Дафной.
Зимой Нарышкины жили в своём доме на Фонтанке (сейчас в нём разместился знаменитый музей Фаберже - Л.В.), а летом супруги жили на даче "Ma Folie" в Колтовской слободе у Крестовского перевоза, напротив Крестовского острова. Жили они с чрезвычайной роскошью, очень открыто, принимали у себя весь город и двор, давали блестящие праздники и балы.
Когда именно началась любовная связь Марии Антоновны с Александром I , точно не известно. Принято считать, что прекрасная украинка была главной официальной фавориткой императора 15 лет. А поскольку их связь закончилась в 1813 году, то, значит, началась она где-то в 1798, ещё до того, как Александр Павлович взошёл на престол после убийства отца, Павла I (в 1801 году).
С такой датировкой совпадает и то обстоятельство, что супруг Марии Нарышкиной считал своим ребёнком только её старшую дочь, Марину Дмитриевну Нарышкину (1798-1871), хотя его фамилию и отчество носили все дети фаворитки императора. Интересный момент его биографии: оставаясь на протяжении всей своей жизни после женитьбы безропотным “рогоносцем всея Руси” (и, к слову, тоже не являясь образцом супружеской верности), Дмитрий Нарышкин, однако, заранее подготовил своеобразный “бунт” после своей смерти в 1838 году, завещав всё своё огромное состояние своей единственной дочери Марине (к тому времени Гурьевой ), в обход “сына” Эммануила .
О её красоте писали многие.
Гавриил Романович Державин сравнивал её со знаменитой гетерой Аспазией, женой Перикла:
Всех Аспазия милей:
Чёрными очей огнями,
Грудью пенною своей
Удивляючи Афины,
Превосходит всех собой;
Взоры орли, души львины
Жжёт, как солнце, красотой.
Английский посланник Филипп Вигель писал, что «красота её была до того совершенна, что казалась невозможною, неестественною. Идеальные черты лица и безукоризненность фигуры выступали ещё ярче при всегдашней простоте её наряда». На блестящих балах всегда появлялась скромно одетою, держалась особняком, опустив свои прекрасные глаза...
О ней есть упоминание в “Войне и мире” Л.Н.Толстого , в описании первого бала Наташи Ростовой.
Фрейлина Перонская , описывая находившихся в зале первых лиц Российской империи новичкам в высшем петербургском свете графине Ростовой, её дочери и племяннице, замечает: “А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья-то Антоновна! И как просто одета. Прелесть!”.
Бал в романе датирован кануном 1810 года. Следовательно, Марии Нарышкиной исполнился на тот момент почти 31 год (для женщины в то время – “предпенсионный” возраст), и она была матерью уже пятерых детей. Но время как-будто было не властно над её красотой.
Судить о красоте знаменитой фаворитки мы не можем в полной мере: к сожалению, до нас дошло всего несколько портретов Марии Антоновны.
На портретах именитых художников эпохи Мария Антоновна Нарышкина предстает нежным, светлым, прелестным созданием. Она словно древняя богиня или нимфа. На какой портрет не посмотри - пленительная красота налицо, как говорится.
На нескольких картинах её написал художник, сын итальянского ювелира, Иосиф Мария Грасси. На одной из них она совсем юна, свежа, скромна и миловидна (рисунок №1).
На другой же (рисунок №2) - Мария уверенная в себе, своей красоте, страстная обольстительница, но без намёка на пошлость и вульгарность - этакая хозяйка положения, за которой любой пойдёт и в огонь, и в воду, а она будет за этим спокойно наблюдать, сидя вальяжно и немного призывно в кресле - достанется лучшему из лучших.
Автор картин, Грасси, прожил до 80 лет, его творческий путь был насыщенным и долгим. Яркий представитель академического классицизма учился в Вене, потом уехал жить и работать в Варшаву, а под конец жизни переехал в Дрезден, где преподавал в Академии искусств и умер в преклонном возрасте.
На картине кисти итальянского художника Сальваторе Тончи (рисунок №3) она удивительно хороша и нежна: светлая бархатная кожа, здоровый румянец, алые губы. Художник этот, между прочим, был женат на молодой русской княжне Наталье Гагариной. Он был начитан, образован, а также писал стихи, пел, увлекался графикой. Много лет Тончи работал инспектором рисовальных классов московской Архитекторской школы.
Доминико Босси, итальянский художник, был одним из самых популярных в то время авторов, которые создавали изящные миниатюры из слоновой кости. Он учился в Вене, в Академии искусств, работал во многих европейских странах, выполнял дорогие заказы августейших особ. В Российской империи его произведения тоже любили, ценили и денег на них не жалели. Сегодня их можно увидеть в Государственном Эрмитаже, например, или в Русском музее. Нарышкина на его работе хороша, но не прекрасна - выпуклые глаза, маленький рот - автор модели не польстил (рисунок №4).
Василий Андреевич Тропинин, русский художник-крепостной, изобразил её уже дамой в годах (рисунок №5). Писал портрет 59-летней Нарышкиной он в 1838 году. Сам же художник жить и дышать полной грудью стал в 47 лет, когда получил вольную. Василий Андреевич был одним из самых любимых и востребованных портретистов.
На его работе Мария Антоновна в красивом чёрном бархатном платье и красной легкой вуали на плечах. Она утонченная, изысканная женщина. Спокойная, умиротворенная и всё такая же красивая. Смотришь на неё и видишь знатную даму, серьёзную, мягкую, а ведь какие страсти бурлили в ее жизни, было что вспомнить и улыбнуться.
Именно ослепительная красота и умение держать себя в свете обратили на Марию внимание цесаревича Александра Павловича. Хотя официально бездетный Александр I был женат на Луизе Марии Августе Баденской (в православии Елизавете Алексеевне), фактически в течение 15 лет он открыто жил с Марией Антоновной Нарышкиной и, по слухам, имел с ней нескольких детей, не доживших до зрелого возраста.
О нравственных качествах Нарышкиной ходили разные слухи. По утверждениям одних современников, она была молчалива, спокойна, сдержана, добра и тактична. В других источниках её характеризуют как самоуверенную и нагловатую барышню. Императрица Елизавета Алексеевна была возмущена её поведением однажды на балу и жаловалась в письме своей матери: «Для такого поступка надо обладать бесстыдством, какого я и вообразить не могла. Это произошло на балу. Я говорила с ней, как со всеми прочими, спросила о её здоровье, она пожаловалась на недомогание: «По-моему, я беременна»… Она прекрасно знала, что мне небезызвестно, от кого она могла быть беременна».
Если Мария Антоновна состояла в интимных отношениях с Александром I , в общей сложности, примерно 15 лет, то её родная старшая сестра, княжна Жанетта Антоновна Четвертинская (1777-1854), была любовницей младшего брата императора, Великого князя Константина Павловича (1779-1831), как минимум, 8 лет. Их связь началась ещё до женитьбы Константина в 1796 году, когда Жанетте было около 18 лет, а цесаревичу – около 16-ти. После того, как законная супруга Константина Павловича, Великая княгиня Анна Фёдоровна (урождённая принцесса Юлианна-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская, 1781-1860) в 1801 году, под предлогом болезни своей матери, навсегда уехала из России (княгиня не желала мириться с грубыми солдафонскими выходками своего мужа), и царской семье стало понятно, что к супругу она уже никогда не вернётся, Константин в 1803 году решил официально с ней развестись, чтобы жениться на Жанетте Четвертинской , но встретил сильное сопротивление со стороны своей матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и самого Александра I , так что был вынужден отказаться от этих планов.
Константин Павлович практически каждый день обедал в доме Марии Нарышкиной, остальное время посвящая её сестре.
Только в 1816 году, когда Константин Павлович уже был влюблён в другую полячку Грудзинскую, Жанетта Антоновна, потерпев крушение своих честолюбивых надежд, приняла предложение давно ухаживавшего за ней польского шляхтича — графа Северина Вышковского (1771-1859). Главным препятствием к браку было отсутствие средств и у жениха, и у невесты. Но Александр I, более пятнадцати лет бывший любовником её сестры, пожаловал Жанете Антоновне в приданое 200 000 рублей и оплатил наём дома, в котором поселились молодые после свадьбы 19 февраля 1816 года.
Граф Вышковский был ярым польским патриотом и противником всего русского, поэтому Жанетта Антоновна отдалилась от России и семьи. Большую часть оставшейся жизни она провела за границей. Скончалась 18 августа 1854 года в возрасте 77 лет в Мюнхене. Была похоронена на мюнхенском Южном кладбище, уже к началу XX века её могила была утеряна.
О чувствах Марии Антоновны к императору судить гораздо сложнее. Безусловно, ей были приятны материальные подтверждения его привязанности к ней. Её законный муж, Дмитрий Нарышкин , например, был пожалован обширными землями в Тамбовской губернии. Не были обижены чинами и деньгами и её три младших брата. Однако, на протяжении 15 лет любовных отношений Мария Нарышкина никогда не хранила верность своему любовнику. Именно это, в конечном итоге, и стало причиной конца их связи.
У Марии Антоновны было шестеро детей, трое из них умерли в младенчестве. Официально все считались детьми её законного супруга, хотя ни для кого не было секретом, что отцом троих из них был сам император.
Под конец любовной истории Мария стала, видимо, тяготиться своим исключительным положением и порождаемыми им кривотолками. Она, как говорит графиня Эдлинг, «сама порвала ту связь, которую не умела ценить». До императора дошли слухи, что Мария обманывала его «то с князем Гагариным, высланным за это за границу, то с генерал-адъютантом графом Адамом Ожаровским, а потом и с множеством других ветреников и волокит». Её единственный сын Эммануил считается рождённым от связи с Гагариным.
После прекращения любовной связи с императором Мария Антоновна не потеряла его благосклонность, но уехала в 1813 году из России и проживала большей частью в Европе. Её общая с императором дочь Софья отличалась слабым здоровьем. В 1811 году Мария ездила с ней на юг, где провела лето в Одессе, а осенью того же года объехала Крым. Впоследствии по рекомендации врачей они жили на водах в Швейцарии и Германии, но также наведывались в Париж и Лондон.
В 1824 году в возрасте 19 лет скончалась в Петербурге, в цвете молодости и красоты, её дочь Софья, будучи невестой молодого графа Шувалова (причём тот сразу вступил в брак с вдовой Платона Зубова). Смерть эта стала тяжёлым ударом для императора Александра, омрачив последний год его жизни
19 ноября 1825 года император умер в Таганроге от брюшного тифа (по другой маловероятной версии стал отшельником и жил в Сибири под именем старца Фёдора Кузмича).
А Мария Антоновна прожила ещё 29 лет.
В 1835 году Нарышкина поселилась с мужем в Одессе. С этого времени в её жизни начинает играть заметную роль бывший флигель-адъютант Павел иванович Брозин (1782-1845). По некоторым сведениям, овдовев в 1838 году, Нарышкина вышла замуж за этого генерала, чем вызвала недовольство Николая I.
Последние годы своей жизни она провела с Брозиным за границей. В Одессу приезжала лишь изредка.
Повторно овдовев в 1845 году, в 66 лет, бывшая фаворитка Александра I совершила паломничество в Палестину, где прожила год, как говорили недоброжелатели – замаливала грехи молодости.
Умерла Мария Антоновна на Старенбергском озере и была похоронена в Мюнхене на старом южном кладбище. Было ей 75 лет.
Очевидно, бесспорным для нас останется только факт её редкой красоты и любви к ней императора, в жизни которого она оставила заметный след.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев