Ровно 219 лет назад, 2 декабря 1805 года, под небом Моравии развернулась одна из ключевых битв начальной эпохи Наполеоновских войн — Аустерлицкое сражение, также известное как «битва трех императоров».
В этом кровопролитном столкновении сошлись армии французского императора Наполеона I, русского императора Александра I и императора Римской империи Франца II.
Сражение стало результатом сложных политических интриг и военных маневров. Россия и Австрия, объединившись в коалиции против Франции, надеялись остановить стремительное наступление Наполеона в Европе. Однако, полководец сумел перехитрить союзников, заманив их в ловушку.
Несмотря на численное превосходство союзных войск, Наполеон использовал рельеф местности и слаженность своих войск. Французская армия нанесла сокрушительный удар по центру союзных позиций, разделив их силы.
Поражение под Аустерлицем стало тяжелым ударом для России и Австрии. Австрия была вынуждена заключить мир с Францией на невыгодных условиях, а Россия отступила, понеся значительные потери.
Однако, Аустерлиц не сломил русский дух. Этот горький опыт стал важным уроком для русской армии. Были сделаны выводы о необходимости реформ и модернизации военного дела. И уже через несколько лет, в Отечественной войне 1812 года, Россия смогла дать достойный отпор Наполеону и освободить свою землю от захватчиков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 30
«За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами...ЕщёВосьмого августа 1812 года императором Александром I Кутузов был назначен командующим российской армией, отходившей к Москве. Приняв в Петербурге это назначение, Кутузов сейчас же отправился в Казанский собор и, сняв все свои ордена и украшения, долго стоял перед чудотворной иконой Божией Матери, молясь за русский народ и испрашивая помощи. Накануне своего отъезда из Петербурга он принял благословение в Казанском соборе крестом и иконой. Прибыв в действующую армию, отходившую к Москве, 25 августа, накануне Бородинского сражения, Кутузов в своем приказе по армии говорит, что возлагает «все свое упование на помощь Всевышнего». И приказывает пронести по войскам чудотворную икону Одигитрии (то есть Путеводительницы), вывезенную из Смоленска. Со слов очевидцев (свидетельство которых нашло свое отражение и в «Войне и мире» Толстого) так описывается это прохождение иконы сквозь ряды армии:
«За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных. Но вот толпа, окружавшая икону, вдруг расступилась. Судя по поспешности, с которой люди расступились перед иконой, к ней подходил кто-то очень важный. И действительно, это был сам главнокомандующий Кутузов. Остановившись позади священника, Кутузов перекрестился привычным широким крестом, потом достал рукой до земли и, вздохнув, опустил седую голову. За ним стояла свита. Несмотря на присутствие генералов, солдаты продолжали молиться, не обращая на них внимания... По окончании молебна Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колени и поклонился иконе до земли. Он с трудом поднялся и приложился к ней. За ним приложился и весь генералитет».
Надо еще сказать, что Кутузова глубоко оскорбляло кощунственное отношение врага к православным церквам и святыням Кремля. Церкви перестали быть церквами. Враг их обращал в конюшни и амбары. Это вызывало великий гнев в Кутузове. Как и многие православные русские люди, он страдал, что святыни кремлевские, Богу посвященные, не оглашаются церковной молитвой. И когда 8 октября генерал Дохтуров, явившись к Кутузову, доложил ему, что «Москва оставлена неприятелем», престарелый вождь российского воинства, обратившись к образу Спасителя, воскликнул: «Боже, Спаситель, наконец Ты внял молитве нашей, и с сей минуты Россия спасена...»
В донесении, ...ЕщёКутузова нельзя понять, если не знать его глубокой веры и надежды на Бога. Перед Бородинским сражением в своем приказе он говорит, что уповает «на помощь Всевышнего и на храбрость и неустрашимость русских воинов». А из Тарутинского лагеря 20 сентября пишет: «Да всесильная десница Божия, управляющая судьбами царств, поможет нам преодолеть врага нашего...»
Надо еще сказать, что Кутузова глубоко оскорбляло кощунственное отношение врага к православным церквам и святыням Кремля. Церкви перестали быть церквами. Враг их обращал в конюшни и амбары. Это вызывало великий гнев в Кутузове. Как и многие православные русские люди, он страдал, что святыни кремлевские, Богу посвященные, не оглашаются церковной молитвой. И когда 8 октября генерал Дохтуров, явившись к Кутузову, доложил ему, что «Москва оставлена неприятелем», престарелый вождь российского воинства, обратившись к образу Спасителя, воскликнул: «Боже, Спаситель, наконец Ты внял молитве нашей, и с сей минуты Россия спасена...»
В донесении, посланном императору Александру I по случаю изгнания вражеских войск из России, Кутузов призывает россиян возносить молитву Всевышнему.