Подводная лодка «Щ-421» (Щука) участвовала в походах с первого дня войны. Боевое крещение лодки состоялось 2 ноября, когда она атаковала вражеское грузовое судно.
В очередном боевом походе, Щука едва не погибла. 5 февраля 1942 года в норвежском Порсангер-фьорде экипаж лодки обнаружил немецкий конвой. Пароход Konsul Schulte в сопровождении сторожевых кораблей и моторных ботов направлялся в Киркенес. Лодка дала по немецкому судну залп из трех торпед, но из-за сильной зыби на воде не смогла удержаться на глубине и ее подбросило вверх. Немецкий пароход ушел под воду, а за «Щукой» началась погоня. Сторожевые корабли сбросили на лодку два десятка бомб и нанесли ей существенные повреждения. В центральный пост стремительно поступала вода, артиллерийский погреб был затоплен, топливные цистерны были также повреждены. В этом состоянии 8 февраля лодка прибыла на базу в Полярный.
28 февраля командиром лодки был назначен Федор Видяев. 19 марта «Щука» под его командованием вышла в свой последний поход. На девятый день в районе Лаксе-фьорда подлодка атаковала транспортное судно и два сторожевых корабля, после чего за «Щукой» началась двухчасовая безуспешная погоня.
3 апреля лодка была награждена орденом Красного Знамени за образцовую боевую службу. Однако, 8 апреля недалеко от мыса Нордкап лодка задела антенну немецкой 40-килограммовой мины. Взрывом полностью разрушило кормовую часть и оторвало гребные винты. Лодка полностью потеряла ход. В отсеки стала стремительно поступать вода. Большинство приборов и механизмов вышли из строя. Лодку сносило к берегам оккупированной фашистами Норвегии. Шестеро подводников два часа откачивали воду из изолированного седьмого отсека и заделывали пробоины, чем смогли спасти лодку от потопления. Видяев запросил помощи у командования Северного флота. На подмогу выдвинулись две лодки «Катюши» К-2 и К-22.
Лодку по-прежнему сносило к берегам Норвегии. Вернуть ей ход никак не удавалось. Экипаж был готов пожертвовать собой и взорвать лодку, заминировав торпеды, но не сдаваться врагу. И тогда моряки пошли на хитрость. Из дизельных чехлов моряки сшили два паруса, подняли перископы и установили на них сшитые полотнища. Подлодка в прямом смысле слова подняла паруса. Остановить таким способом лодку не получилось, но это существенно замедлило ее движение к берегам Норвегии. Кроме того, немцы трижды обнаруживали нашу «Щуку» с берега, но приняли ее за норвежский рыболовецкий траулер, для которых ходить в море под парусами было обычным делом. Тем временем, лодку обнаружила наша К-22, прибывшая на место первой. Однако, буксировать «Щуку» не получалось из-за шторма. Тросы попросту лопались. Кроме того, в небе были замечены вражеские самолеты. В итоге экипаж лодки был поднят на борт «Катюши», а сама «Щука» была затоплена торпедой. Другого выхода у моряков не оставалось.
10 апреля К-22 с экипажем Щ-421 на борту прибыла в Полярный. При входе в Полярный «К-22» дала два орудийных выстрела, извещая город о своих победах. Затем подводный крейсер поднял флажные позывные погибшей лодки и выстрелил еще раз. Это был рапорт о последней победе Краснознаменной «Щ-421», так и не успевшей поднять на флагштоке присвоенный ей новый орденский флаг. Отважные и находчивые подводники были награждены медалями «За боевые заслуги». В шести боевых походах Щ-421 совершила 8 торпедных атак и потопила немецкий транспорт Konsul Schulte.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
Отцы и деды
защищали
мы буржуям
без боя отдали