Сейчас на территории монастыря можно найти два храма и некоторые фундаменты. Храм Сурб-Арутюн остался только в виде фундамента (на заглавном фото). Но и это весьма ценно, поскольку от храмов IV века в Закавказье не осталось почти ничего. Так что можно потрогать руками фундамент той самой, едва ли не первой, армянской церкви. Церкви Сурб-Аствацацин и Сурб-Аракелоц сохранились до сегодняшних дней. Здания церквей построены из цельных камней черного туфа, отсюда, как полагают, происходит и название монастыря «Севанаванк» - «Черный монастырь».
Мы зашли в одну из церквей (вторая по-моему закрыта в принципе). Смотритель, чудесный дядечка, рассказал, что из-за морозов перемерзли трубы, а потому большая проблема с водой и канализацией. Как он там, бедолага, сидел в холоднющем каменном помещении не представляю. Кстати, узнав, что мы из России он спросил нет ли у нас юбилейных 10-рублевых монеток, как оказалось он их собирает. Очень пожалела, что всю российскую наличку оставила в гостинице.
Если пройти немного дальше за церкви, то можно увидеть древние хачкары (Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень» ) — вид армянских памятников, каменная стела с резным изображением креста, обычно устанавливаемая у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов).
Нагретые зимним солнцем камни были настолько теплыми, что казались живыми. Говорят, что если вокруг этих обойти три раза, загадав желание - оно сбудется.
Не знаю сбудется или нет, но с хачкаром я поговорила и круги намотала))
Комментарии 2