КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ. Как следует мыслить?
«Что является просто содержанием Духовной науки - не есть, собственно, существенное, важное. Дело заключается в том образе, каким человек должен мыс
лить, чтобы признать Духовную науку». Есть два рода мышления. Один все рас- членяет, дробит. Он задает тон в естествознании. Другой род мышления тяготеет к выработке ясно выраженных образов, насыщенных в своих контурах красками. Это мышление ведет в сверхчувственный мир. При первом роде мышления чело- век мыслит с ариманическими духами, ( ариман и люцифер по Штайнеру два вида сатаны которые сидят на плечах и нашептывают человеку какой он важный и главный и умный и прекрасный..... и тд - это мое объяснение) и они проникают в его душу. Второй род мышления представлен в моих книгах, лекциях, в колоннах, капителях, в формах Гетеанума. Это метаморфизированное, гетевское мышление. С этим мышлением вы никогда не потеряете себя в различных духовных существах, которые хотят обрести на вас влияние. «Импульс Христа находится на прямой линии, формо- образующей мышление». Расчленяющим мышлением не понять Евангелий. При- мер тому - современная протестантская теология. 187 (8)
«Ничем не опекаем мы наше мышление лучше, как преданностью и понима- нием, не столько логическими упражнениями, сколько тем, что наблюдаем то или иное, привлекаем процессы в природе к тому, чтобы проникнуть в скрытые тайны. Через преданность, отдачу себя вопросам природы и человечества, через опыт понимания человека во всей сложности, через усиление внимания мы делаем наше мышление острым, проницательным. Преданность же при этом означает попы- тку разгадывать тайны мыслью, представлением».
«Всякое своеволие, всякий эгоизм (честолюбие, тщеславие) действуют разрушающе на мышление... Преданность, готовность к жертве по отношению к незначитель- нейшим предметам и происшествиям благоприятно влияет на мышление и наст- роение (чувство)». 130 (8)
1626а. «Изумление, почтение, полное мудрости созвучие с явлениями мира, преданность мировому свершению - таковы ступени, которые мы должны пройти и
которые должны всегда идти параллельно мышлению и не покидать его. Иначе мышление будет только правильным, но не истинным». 134 (1)
«Мысли не должны быть бледными, не следует делать вывод, будто нет нужды в мыслях, чтобы жить как человек. Мысли не должны быть настолько слабыми, что они остаются лишь сидеть сверху, в голове. Они должны быть настолько силь- ными, чтобы струиться сквозь сердце, сквозь всего человека до его ног; ибо поис- тине лучше, если вместо просто красных и белых кровяных телец в нашей крови будут пульсировать также мысли. Особенно ценно, если мысли имеют сердце».
«Человек, когда он действительно постигает в себе мышление - не мышление Гегеля - как свободное мышление (что я пытался выразить в популярной фор
ме в моем маленьком труде «Теория познания мировоззрения Гете»), действитель- но находится в связи с тем, что можно назвать проникновением космических им
пульсов во внутреннее существо человека». 185 (6)
«То обстоятельство, что большинство людей не имеет мыслей, объективно не принимается во внимание достаточно серьезно... по той причине, что для этого требуются именно мысли.... Вместо мыслей люди довольствуются... тем, что им скажут
какое-нибудь слово, которое является знакомым для них звуком, напоминающим
им то или иное. И тогда они принимают ощущение, которое испытывают при этом слове, за объяснение и полагают, что у них есть мысли». 151 (1)
Чтобы воспитать практическое здоровое мышление, необходимо троякое:
интерес к смыслу и значению фактов и предметов, интерес к окружающему миру;
радость и любовь в отношении того, что мы делаем;
удовлетворенность в размышлении.
Ко 2-му пункту: чтобы это иметь, не следует стремиться к успеху. И третье: находить удовлетворение в самом мышлении. Человек с практическим мышлением даже вещи берет иначе; он меньше, чем другие, бьет горшков и тарелок. Для выработки мышления полезно в течение дня хотя бы короткое время ничего не думать (пустое сознание). Орган мышления тогда собирает силу. Благодаря такому упра- жнению возникает находчивость, т.к. человек тогда берет на себя управление выработкой мышления. Прекращая мыслить, человек позволяет высшему мыслить в себе. И это проявит себя. 57,с.250,252,255,256
1631. «Нормальный человек после 50 лет теряет, по сути, действительные силы мысли, которые мы приносим с собой из предыдущей жизни, и сохраняет напра- вляющие силы воли, которые затем вносятся в жизнь за вратами смерти». Мыслят же люди после 50 лет автоматически, мыслями прежних лет, которые отпечатле- лись в теле, и тело тогда также движется автоматически. 205 (15.VII)
1632. Приходя в земную жизнь, человек приносит с собой способность мышле- ния как дар духовного мира. И вот, развив это мышление, что мы при этом испы- тываем? «Непосредственно со становлением мышления вы связываете потребно- сть сообщать. Если вы думаете, то вы не можете сделать этого иначе, как только желая, чтобы ваши мысли вошли в души других людей, чтобы вы оказались в состоянии свои мысли сообщить другим». Люди делятся мыслями, делятся вещами. Последними менее охотно. «Но есть люди, которые действительно охотно дают. Если мы несколько проанализируем охотное давание, то нам станет ясно, что оно, опять-таки, связано с мышлением. Мысль, что подумают о тебе другие, какая общность возникнет, если им что-нибудь дать, - такого рода мысль сильно влияет на отдавание каких-либо вещей, так что при дарении... сильно сопереживается потребность сообщения. Стремление к общности в мышлении - вот что при этом играет роль». 198 (12)
Абстрактное, образное и чистое мышление
1633. «Животное живет в наиабстрактнейших представлениях, и человек отличае- тся от животного особой выработкой своих чувств, которые эмансипированы от жизни тела. Лишь через это знание вы можете подойти к правильным представле- ниям относительно отличия человека от животного. ... Возьмем глаз. Естествозна- нию известно, что глаз низших животных имеет в себе орган в виде мечевидного отростка, который наполнен кровью и образует живую связь между внутренностью глаза и всем организмом. Человеческий глаз такого органа не имеет и более само- стоятелен. Эта самостоятельность органов чувств, эмансипация чувств от всего
организма является тем, что впервые выступает у человека. Но благодаря этому весь мир чувств человека в большей мере связан с волей, чем у животного». Однажды об этом говорилось с более морфологической точки зрения, в связи с горизонтальным положением позвоночника у животного и вертикальным - у человека. «У человека дело обстоит так, что его голова покоится на собственной грудной организации и на организации конечностей. У него грудная организация находится под головой, у животного под головной организацией находится земля. Человек головной стоит на своей земле.... У человека воля, волевой организм непосредственно включен в головной организм, а все вместе по радиусу направлено к земле. По этой причине чувства пронизываются волей, и это характерно для человека. Этим он отличается от животного.
...У животного чувства пронизываются не волей, а более глубоким элементом, поэтому органы его чувств внутренне связаны со всем организмом. Человек более живет с внешним миром, животное - со своим внутренним миром. Когда человек пользуется инструментом своих чувств, то он в большей степени живет во внешнем мире».
«В эпоху души сознательной человек с особой силой развивает способность образовывать абстрактные понятия. - Но куда он с этим приходит? - Он приходит с этим назад, к животности. Это делает понятным бесконечно многое. Это объясняет тягу людей как можно больше приблизиться к животным - именно благодаря абстрактным понятиям.... В социальной жизни всё более хотят жить наподобие домашней скотины - заботясь лишь о повседневной потребности в еде». Поэтому возникает склонность к консервации старых понятий - из боязни идти вперед. Должен ли человек, спрашивают в определенных кругах, это нежелание идти вперед видеть возле Стража Порога в истинном виде? - Конечно, нет; и об этом позаботятся.
«Что мы теряем, вступая в абстракции, - это мы должны компенсировать, наполнив наше абстрактное отображение духовным, восприняв духовное в абстракции. Человек встает возле Стража Порога - сознательно или бессознательно - перед ужасным решением: либо через абстрактные понятия стать «более животным, чем само животное», «повсюду совать свой нос», как говорится в «Фаусте», либо, вступая в абстракции, излить в абстрактные понятия то, что струится из духовного мира.... Тогда человек начинает ценить по-настоящему свое место в мире... начи- нает понимать себя как находящегося в развитии, и ему становится понятно, почему в одном пункте этого развития ему грозит опасность погрузиться в животность из-за абстракций. Когда человек в периоды примитивной культуры стоял на животной ступени, то от животных он отличался своими чувствами, а не абстрактными понятиями. Абстрактные понятия у животного лучше. Человек в случае необходи- мости может сегодня развивать абстрактные понятия. У животного они намного лучше». Я приводил вам пример с бумагой. Осы вырабатывают ее намного рань- ше человека.
«Страх есть основное, всеобщее свойство животных (высших млекопитающих). И если некоторые животные не имеют страха, то это происходит лишь в результате приручения. Страх свойственен животным на том основании, что они обладают в
высшей степени способностью к абстракциям, к абстрактным понятиям....Тот
мир, который вы вырабатываете себе путем долгого изучения, долгого абстраги- рования, есть тот мир, в котором живет животное. А тот мир, в котором человек живет на Земле благодаря своим чувствам, менее знаком животным ...». 188 (1)
1634. «В жизни есть много такого, что трудно переносить. Но для того, в ком живет глубокое сознание человеческой способности сверхчувственного познания, наиболее труднопереносимо слышать о сверхчувственном познании в абстрактных и теоре- тических выражениях. Это вызывает боль... подобную физической боли, если палец сунуть в огонь». 231 (5)
1635. «Именно процесс дыхания в существенном обусловливает силу челове- ческих абстракций.... Инструментом абстрактного мышления является мозг. Этот мозг находится в состоянии постоянного ритмического движения, соразмерно ритму дыхания». 186 (5)
«Интеллектуализм имеет своей областью земное бытие. Он стремится удо- влетворить все пребывающее в физически-чувственном мире. И, строя внутри
физически-земного, он хочет ввести такое социальное состояние, которое служи- ло бы выражением для интеллектуализма. Вплоть до поклонения богине разума, под которой подразумевается богиня интеллектуализма, идет это стремление...».
«Образное мышление вырабатывается не через минеральное царство, а через царство, называемое третьим элементарным царством». 197 (1)
Воспользуемся образом. Если вы кипятите воду, то она как субстанция утончается. «Еще интенсивнее этот процесс происходит в случае человеческого мышления. Все, что здесь разыгрывается как обмен веществ в человеческой голове, в результате приходит к тому, что вся материя оседает как осадок, отделяется, и от нее остается один образ». Т.е. представим себе: нечто, скажем, выпадает в осадок, а вверху остается тонкая жидкость; только в голове это вообще не материя, а одни только образы. Такова деятельность человеческой головы: она собирает образы и исключает материю. «Этот процесс фактически разыгрывается во всем, что можно назвать переходом человека к чистому мышлению. Некоторым образом в организм возвращается все материальное, что принимало участие в человеческой внутрен- ней жизни, и остаются одни образы.... Наша душа живет в образах. И они суть то, что остается от всего предыдущего. Остается не материя, а образы. Мысли, т.обр., пронизаны субстанцией, но, как образы, они освобождаются от нее. Иной была древняя мудрость. Она не доходила до такой фильтрации мыслей, когда отпа- дает все материальное. «Человечество на Земле до Мистерии Голгофы постоянно в связи с мыслями имело материальное». Это наиважнейший факт! «В развитии до Мистерии Голгофы в человеке жили телесные образы; в развитии после Мистерии Голгофы в человеке живут свободные от материи мысли. Универсум так воздейст- вовал на людей до Мистерии Голгофы, что не допускал свободных от материи образов. После Мистерии Голгофы Универсум отступил. Человек был ввергнут в бытие, протекающее только в образах». Раньше человеческая жизнь была связана с Небом. Напр., 12 колен израилевых являются земной проекцией круга Зодиака. Люди чувствовали себя группой, в которую светит звездное небо. То же самое
можно сказать и о круглом столе короля Артура. Ныне же возникает иная опасно- сть: всю душевную жизнь перевести в бытие образов.
Мысль снова должна стать субстанцией. В саге о Парсифале мы имеем нечто иное, чем в саге об Артуре. Здесь один противопоставлен двенадцати. «Один человек теперь из своего собственного внутреннего центра развивает двенадцатерич- ность». Образ Парсифаля противопоставлен образу Грааля. «В то время, как сага о Граале указывает на излучение извне, облик Парсифаля иной - в нем из центра должно в образах излучаться то, что дает им реальность (рис.).
Когда выступило сказание о Парсифале, то в средневековом человечестве оно выражало стремление найти путь ко внутреннему Христу. Это инстинктивное стремление понять то, что как Христос живет в развитии человечества» .
«Материя, которая действительно выбрасывается из человека чистым мышлением, уничтожается как материя.
Человеческая жизнь находится внутри Универсума, и в человеке находится место, где материя исчезает.» Повсюду вокруг человека материя только преобразуется. «Материальная земля исчезает в той мере, в какой ее уничтожает человек. И когда она вся будет употреблена в человеческом организме на мышление, то Земля прекратит свое существование как мировое тело. И все, что получат от нее люди, - станет образами. Эти образы содержат в себе прежнюю реальность и должны получить также и новую реальность. И эта новая реальность исходит от той силы, что как центральная сила заявила о себе в Мистерии Голгофы». Без Мистерии Голгофы эти образы в конце Земли остались бы без внутренней реальности.
«Чистые мысли, направленные внутрь, рождаются при встрече души рассу- дочной с Я». (В прошлом, когда душа рассудочная ничем не сдерживалась и свободно изливалась вовне, человек не имел я-сознания, но зато созерцал свои мысли, был ясновидящим. Относительно чистых мыслей человек менее подвер- жен заблуждениям, чем относительно мыслей, связанных с предметами. 115 (4)
«Оживленное мышление ведет к познанию внутренней жизни как целого». 83 с.316.
«Чем чище и сверхчувственнее мысли человека, тем в большей мере он творец своего характера». 93-а (21)
«Где мысль чиста, там мозг не участвует. Он участвует при символизации. Когда вы представляете круг, начерченный мелом, то это происходит только благодаря мозгу; но если вы мыслите себе круг, свободный от всякой чувственности, то сам этот круг активно формирует мозг». 117 (6)
Земные носители мышления: разум, рассудок
«Развиваемое человеком в физическом мире, когда он мыслит, в духо- ведении прежних времен называлось интеллигенцией». Тот же мир духа, из кото- рого приходили силы (выше элементарного мира), формировавшие наш мозг, - он в старом духоведении назывался миром разума. В немецком языке разум (Vernunft) и восприятие (Vernehmen) - одного корня. В материалисти- ческую эпоху слово «разум» употребляется неверно. 119 (6)
«Я часто протестовал против того, что познание ограничено; но разум, как таковой, - он ограничен». «Суждение в себе, не зависимое ни от какого откровения,
есть люциферическая сущность в нас, так что весь разум, поскольку человек рас- сматривает его как свое достояние, есть заблуждение; только через люцифериче- ское искушение в человека вошла идея, что он должен обладать разумом». Ибо разум есть следствие преобладания Я над астр. телом, вызванное Люцифером. 134
«Поистине высший космический разум правит в человеке в первые семь лет жизни.... в последующие семь лет он окрашивается в человеке тем, что ведет к
сексуальности; тогда эта космическая интеллектуальность правит в малой степени. И можно сказать: что тогда остается, что не употребляется во внутреннем, то
восходит в голову и остается там.... Это то, что сберегается в подсознательном душевной жизни. А затем это идет в следующее семилетие». Когда Америка была завоевана «цивилизованными» европейцами, то филологи были поражены стройно- стью и логичностью языков «диких» американцев. В них нашли тонкость и изящество, не уступающие итальянскому и испанскому языкам вместе взятым. В то же время, было ясно: интеллектом европейцев эти американцы не обладали. «В человеческой душе, которая была еще дикой, еще не обладала современным инте- ллектом, господствовал объективный разум ... творец человеческого языка.... Этот разум - он тогда еще не выступал так индивидуализированно, как современный мировой разум, в современных людях... ранее он действовал более как космиче- ский разум.... Человек в древности не был таким диким, как говорит о нем совре- менная антропология. Он был членом целостного организма... и в нем отражался космический разум». Но как индивидуализировался тот космический разум? Если мы говорим о минеральном, растительном, животном и человеческом царствах, говорим не об их иллюзорности, а о действительности, то в них во всех живет сила ненависти, но - как космическая сила. «И вот приходит в эволюции момент, где в человеческих душах, начинает, как бы играя, переливаться то, что ранее было всеобщим космическим фактом; это начинает переливаться в человеческих душах благодаря люциферическим и ариманическим силам, и теперь это находится в человеческих душах как рожденное из космического». 184 (4)
1646. «Что же это за человеческий рассудок, который не в состоянии понять Воскресения? Это рассудок, связанный с распадением физ. тела, ставший тем, чем он теперь является лишь благодаря тому, что под люциферическим влиянием человек принял в себя силы, разрушающие фантом физ. тела». 131 (7)
4. Интеллигенция
Метаморфозы интеллигенции
1647. «В те времена, когда человек мог давать названия вещам куда точнее, чем теперь, действующая в человеке субъективная мудрость была названа интеллиген- цией, в отличие от объективной космической мудрости». 103 (3)
1648. «Зевс, господин молнии, озаряющего света, работающего в земном бытии света, рождает вместе с умом деву Палладу Афину, хранительницу человеческой мудрости до Мистерии Голгофы. Глубокий смысл заключен в поэтическом творении этого образа девственной Паллады Афины. Она есть девственная Божья Мудрость.... Вожди греческих Мистерий подразумевали под этим мудрость, через которую человек действует в исторической мировой взаимосвязи. Эта мудрость в 4-ой послеатлантической эпохе, в эпохе развития греческой культуры, рождена из того, что есть не сам мир, а отражение мира. Поймем это хорошо: отражение мира, майя. В предыдущие эпохи мудрость не представлялась жрецами Мистерий как девственная сила, ибо как человеческая мудрость она была в 1-м, 2-м, 3-м послеатлантических периодах оплодотворена силой древнего, атавистического ясновидения. И впервые лишь в 4-ой послеатлантической эпохе появляется возмо- жность нечто знать также и из простого наблюдения того, что не подгоняется теми сила ми, которые лежат в основе древнего ясновидения, - силами аффектов, страстей, всего того, что как огонь пылает в человеческом существе, - но является девственным, неоплодотворенным атавистическим ясновидением отражением мира. От майи происходит мудрость, представительницей которой является Паллада Афина. Паллада Афина есть также майя, Мария; но Паллада Афина - это та майя, которая из себя самой дает мудрости открыться в человеке. Огромный процесс заключен в том, что эта самая майя, эта Мария оплодотворяется космосом и рождает новое существо. Паллада Афина была представительницей мудрости. Импульс Христа - то Сын майи, Марии, девственной представительницы мудрости и космически-божественной, космически-интеллектуальной мировой силы. Поэтому старая мудрость, представленная Палладой Афиной, годилась для того, чтобы расчленять, понимать мир минеральный и растительный, но была недостаточной для пости- жения самого человека, для постижения человека как личности.... Это тогда можно было сделать только в Мистериях, где, однако, пользовались атавистическим ясно- видением.... Но впервые с Мистерией Голгофы – впервые благодаря тому, что Боже- ственная интеллигентная сила любви связала себя с силой майи, с отражением мира - перед человеческим развитием поставлен Богочеловек, Бог, Которого теперь достигают, не переступая физический план, Бог, находимый в Своем Существе на физическом плане». 180 (2)
1649. «Интеллигенция проходит через метаморфозы, преобразуется. В египто-хал- дейское время она была иной, чем теперь у нас. Лучше всего можно сделать нагля- дным, какой была интеллигенция в египто-халдейское время, если сказать себе, что через свою интеллигенцию древний египтянин, а также и древний халдей инстинктивно чувствовали родство, постигали, понимали родство своего собственного человеческого существа со всем космосом.
О чем современный человек размышляет с помощью своей интеллигенции, о том египтяне и халдеи думали мало или не думали совсем. Ибо такого рода интел- лигенцией они не обладали.... Полный внутренний образ своего родства с космо- сом (с созвездиями Зодиака, с планетами) они получали с помощью своей интел- лигенции». Интеллигенция изменилась в VIII столетии до основания Христианства, а потом в середине XV столетия, в 5-й культурной эпохе. 296 (5)
«С IX, X столетиями постепенно исчезло осознание человеком непосредст- венной связи с интеллигенцией Мироздания, и все более и более всплывало осознание только элементов космоса, земного, жидкого, или водного, воздухообра- зного, теплообразного, огненного.... На химические вещества в современном смы- сле тогда еще внимания не обращали». 233 (10)
«Что осталось от эпохи др. Греции в нашем времени? Прежде всего, остались те, кого называют гениями. Здесь, до определенной степени, имеет место зависимость
от природы, когда выступают гениальные способности. Но гении 5-ой культурной эпохи - это последние гении нашего земного развития. В будущем гениев не будет. Это
важно знать. Гениальность как дар природы прекратится... вместо этого выступит вырабатываемая гениальность, та гениальность, что извне взаимосвязана как с чело- веком, так и с открывающимся духом». 176 (3)
1652. «Люди, утверждающие, что не следует прилипать к случайному, незначи- тельному бытию, но нужно стремиться к необходимому, существенному, вечному, -
они не знают, что случайное и временное в действительности совсем не отли- чаются от вечного и необходимого. И гениальность как раз выражается в том, что из случайного, незначительного наколдовывают необходимое, значительное».
Гениальность - это «...творящая содержание способность духа и способность обра- зовывать противоположность просто формальной деятельности рассудка». Такими способностями обладает каждый, но обычно преобладает одна из них.30, с.429,506
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2